Многочасовые московские пробки – одна из наболевших тем для жителей столицы. Загруженность дорог и перманентный транспортный коллапс по всем направлениям привели к смене тренда на рынке недвижимости: покупателю уже не хочется селиться в центре. На пике интереса – новостройки за МКАД, которые вписываются в концепцию «работа плюс дом».
В этом году производитель спутниковых навигаторов и электронных дорожных карт – компания TomTom – впервые включил Россию в ежегодный «индекс пробок». Москва буквально ворвалась в рейтинг и не оставила шансов традиционным лидерам – Стамбулу и Варшаве. Исследование дорожной ситуации показало: пробки в российской столице увеличивают время в пути в среднем на 66%. По загруженности автодорог Москва заняла первое место среди 161 города мира.
Московские пробки в цифрах
106% – задержка в пробках утром (то есть время в пути увеличивается более чем вдвое) 138% – задержка в пробках вечером (время в пути увеличивается на 138%) 62% – средняя задержка в заторах на скоростных магистралях 68% – средняя задержка на остальных дорогах «Рекордсмен» года – декабрь: средний балл пробок – 5,9 (из 10, по шкале сервиса «Яндекс.Пробки») Самый спокойный месяц года – январь: средний балл пробок – 5 Самые длинные пробки – на МКАД и ТТК (18 января длина пробки на МКАД составила 34 км) |
Какое отношение ситуация на дорогах имеет к рынку недвижимости? Самое прямое. Покупатели квартир в новостройках не хотят проводить половину своей жизни в пути и ищут возможность работать недалеко от дома. Или, как вариант – стараются купить квартиру поближе к работе.
«Дом плюс работа»: где купить квартиру?
Девелоперы Москвы идут навстречу: строят комплексно, выводят в продажу новые форматы жилья (МФК, экопарки, микрогорода, различные «-грады»). В таких проектах, кроме квартир, есть нежилые площади, и новосел может организовать здесь рабочее место (арендовать или купить помещение и открыть салон, магазин или офис).
«Если человек планирует развивать малый бизнес, перспективным для него можно назвать в принципе любой качественный проект, в котором запроектированы нежилые помещения на первых этажах. Кстати, именно поэтому сегодня очень распространены комплексные сделки, когда клиент покупает сразу не только квартиру, но и нежилое помещение в одном жилом комплексе». Павел Лепиш, генеральный директор компании «Домус финанс» |
Но полноценных деловых кварталов, аналогичных тем, что находятся в центральных районах Москвы, за МКАД пока не так много. Навскидку можно вспомнить «Кантри Парк» в Химках (апартаменты плюс классические офисы), проекты КОТ в Красногорске и Одинцово. В целом же при покупке подмосковных новостроек решающим моментом по-прежнему остается транспортная доступность. Этот фактор в приоритете у покупателей квартир в жилых комплексах «Новое Домодедово», «Гусарская баллада» в Одинцово, «Новокосино» в Реутове.
«На первый план в рамках реализации концепции «дом+работа» для жителей области выходит транспортная доступность: низкий трафик на дорогах, наличие альтернативных видов транспорта в непосредственной близости от дома и так далее». Руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь |
Несколько иной сценарий складывается, когда человек целенаправленно ищет квартиру поближе к месту работы, и транспортное сообщение со столицей отходит на второй план. В Долгопрудном, Троицке, Жуковском, Королеве традиционно селятся ученые – здесь находятся филиалы различных институтов. Квартиры в Химках, Лобне, Внуково и Домодедово покупают сотрудники аэропортов. Влияет на ситуацию и открытие в подмосковных городах представительств различных корпораций.
«Сотрудники крупных компаний покупают квартиры возле работы. Сегодня такими крупными центрами являются Домодедово, Химки, Лобня. Здесь представлены новостройки разных классов, от «эконома» до «бизнес», с ценами от 45 тысяч рублей за квадратный метр». Руководитель аналитического центра компании Est-a-Tet Денис Бобков |
Аэропорты традиционно обеспечивают людей рабочими местами. Автомобильное сообщение здесь дублируется железнодорожным, в наличии торговая и развлекательная инфраструктура. В Новой Москве перспективной считается территория вокруг аэропорта Внуково, где построят аэрополис с офисами и торговыми центрами. В 6 км находится малоэтажный ЖК «Марьино Град» со своей инфраструктурой (школа, детсад, поликлиника), в 12 км от Внуково расположен малоэтажный комплекс «Новые Ватутинки. Южный квартал». Квартиры в этих проектах наверняка заинтересуют тех, кто планирует работать в Новой Москве. Но самое приятное – жители этих комплексов не будут зависимы от пробок на трассах.
«Двигаться по трассе не придется – эти жилые комплексы связаны с аэропортом и Киевским шоссе собственными дорогами. Путь от дома до работы на автомобиле займет максимум полчаса». Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» |
Еще раз о транспорте
Вообще в этом году правительство как никогда озабочено транспортными проблемами Москвы и области. Заговорили о разработке нового Генплана, который позволит перераспределить нагрузку на магистрали. Ограничили строительство в Балашихе, чтобы немного освободить Горьковское шоссе. Собираются пустить скоростной трамвай в Подмосковье. И, конечно же, форсируют вопрос открытия метро.
Сразу три новых станции откроют в этом году на Краснопресненской линии – «Жулебино», «Котельники», «Лермонтовский проспект». По мнению аналитиков Est-a-Tet, за счет этого снизится нагрузка на Волгоградский проспект. Будут открыты и две станции легкого метро – «Битцевский парк» и «Лесопарковая». Это позитивно скажется на транспортной доступности Южного и Северного Бутово. Правда, недвижимость в прилегающих кварталах станет дороже на 5-10%. В Мытищах откроют (хотя сроки откладывали уже не раз и не два) метро «Челобитьево», в связи с чем уже возрос спрос на квартиры в строящемся жилом комплексе «9-18».
«Открытие станции метро «Котельники» в мае 2014 года приблизит к метрополитену Котельники, Люберцы и Октябрьский. Здесь строятся жилые комплексы «Октябрь», «Новые Островцы», «Красная Горка», «Марусино» и другие». Ирина Доброхотова |
Радует девелоперов то, что откровенно депрессивных направлений для строительства в ближнем Подмосковье сегодня практически нет. Одно из немногих неприятных исключений — Звенигород, где, по данным «БЕСТ-Новострой», нет ни прямого шоссе из Москвы (выезжать приходится по «бетонке»), ни железнодорожного сообщения (ближайшая станция – в 5 км от центра города). Как будет развиваться этот район, предположить пока сложно.
Дата публикации 03 июля 2013