Не все знают, что полеты на вертолетах в Москве запрещены только внутри МКАД, а за МКАД и по всему Подмосковью малая авиация может летать свободно – для этого достаточно уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полета. Александр Хрусталев, председатель совета директоров группы «НДВ», которая занимается строительством вертолетного центра «Хелипорт», подробно рассказал Novostroy-M о том, какими он видит перспективы развития вертолетного транспорта в Москве и Подмосковье.
В ближайшие годы на десяти площадках вокруг МКАД должны появиться вертолетные центры. Кто ведет эти проекты?
Эти десять площадок пока находятся в разработке у нас и наших партнеров, по некоторым переговоры близки к завершающей стадии. Других девелоперов, которые брались бы за реализацию подобных центров, я не знаю.
Вертолетный центр – специфический объект в девелопменте. Реализация такого проекта требует не только знания строительных технологий, но и понимания множества технических нюансов.
Я стал девелопером подобного проекта, не скрою, из-за увлечения вертолетами. Собственно, многие истории успешных бизнесов зарождаются именно так: ты увлекаешься каким-то предметом, потом понимаешь, что существующий рынок не готов тебе предложить нечто такое, что соответствовало бы твоим вкусам и запросам. Я начал летать, чтобы получить права. К тому времени я пришел к убеждению, что при моем образе жизни и перманентной нехватке времени вертолет поможет мне решать многие вопросы в более короткие сроки. Сегодня я не объезжаю, а облетаю строительные площадки. На охоту могу вылететь на вертолете, добраться на дачу и так далее.
Став активным и убежденным сторонником вертолетного транспорта, я понял, что рядом с Москвой нет мест с удобной транспортной доступностью, где можно было бы его базировать, обслуживать, хранить. Все клубы, которые были, имели такой легкий оттенок любительства, да простят мне их владельцы. Масштабной профессиональной площадки, с большим штатом профессионалов, рядом с Москвой не было. Так появилась идея создать «Хелипорт». В рамках этого проекта мы строим не только вертолетный центр, но и мощную сопутствующую инфраструктуру: крупнейший в России авиасалон по реализации малой авиации, где будет осуществляться продажа не только вертолетов, но и запчастей; гостиницу, яхт-клуб, техцентр.
В каких новостройках Подмосковья уже есть вертолетные площадки? Назовите конкретные проекты. К какой категории они относятся?
Вертолетные площадки есть, конечно, во многих коттеджных поселках. Причем некоторые девелоперы делают такую площадку частью инфраструктуры - например, поселки «Шелестово», «Медведево» и прочие. А в некоторых поселках жители организуют посадочную площадку самостоятельно. Так, например, поступил я сам и многие мои знакомые.
Что касается жилых комплексов, то, как ни странно, в Москве таких комплексов больше, чем в области, хотя полеты над столицей (внутри МКАД. – Прим. ред.), как известно, запрещены: практически все «Москва-Сити», ЖК «Пирамида», ЖК «Дирижабль», ЖК «Эдельвейс», Well House и так далее. В Москве вертолетные площадки сооружаются в основном на крышах зданий и фактически служат дополнительным пожарным выходом для жителей верхних этажей.
Есть ли новостройки с вертолетными площадками в числе тех, которые вот-вот выйдут на рынок, то есть находятся на старте строительства?
В принципе, вертолет в силу маневренности может садиться фактически в любом месте. И необходимо учитывать, что полноценное авиатакси в московской области еще не заработало, а значит, использовать данную площадку как действительно площадку альтернативного вида транспорта пока не представляется возможным. Поэтому, наверное, подмосковные девелоперы многоквартирных домов не ставят себе задачей создание подобного инфраструктурного «аксессуара».
Создание вертолетной площадки нельзя назвать дорогостоящей затеей. Разумеется, сюда войдет аренда земли плюс создание твердого покрытия и разметки. Вот строительство ангаров и прочих технических сооружений - это уже совсем другие деньги. Но чаще всего девелоперы ограничиваются все-таки самой площадкой.
Что касается вертолетных площадок на крыше высотных зданий, то здесь необходимо учитывать и расходы на усиление конструкций, специальные ограждения. Однако нужно четко понимать: чаще всего у девелопера при строительстве здания в сорок этажей попросту нет выхода. Без создания возможности посадки на крыше вертолета у него могут начаться сложности с согласованиями. Ведь пожарные лестницы в Москве дотягиваются только до 12 этажа… И в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вертолеты МЧС, пожарные вертолеты должны иметь возможность для посадки на крыше.
Хотя я, если честно, думаю, что полеты в пределах третьего транспортного кольца в скором времени разрешат. Иначе город просто задохнется от пробок. С этой болезнью каждого мегаполиса не могут справиться ни через строительство дополнительных развязок, ни через расширение дорого или развитие городского транспорта. Значит, нужно развивать альтернативные виды транспорта. При этом нужно понимать, что вертолетный транспорт чем популярнее, тем дешевле будет становиться. Так происходит с любым высокотехнологичным продуктом: компьютеры, телефоны, автомобили…
Что нужно девелоперу, чтобы новостройка с вертолетной площадкой вошла в число тех, которые включены в маршруты аэротакси?
Нужно заключить партнерское соглашение с нами, организовать самостоятельно или с нашей помощью вертолетную площадку.
Между прочим
Вертолеты против пробок? Аэротакси и новые жилые комплексы с вертолетными площадками в Подмосковье
Дата публикации 12 ноября 2013