Продолжаем подводить итоги 2021 года. О том, как изменился спрос на ипотеку, как выросла популярность коммерческих площадей в новостройках и повлияет ли рост ипотечных ставок на стоимость квартир, Новострой-М рассказала Наталия Нестерова, коммерческий директор 3-RED.
– Как бы вы охарактеризовали тренды на рынке недвижимости Московского региона сегодня и особенно на первичном рынке? Чем запомнится этот год?
– Первая половина 2021 года запомнилась льготной ипотекой. Именно эта программа позволила простимулировать спрос, который на фоне роста инфляции и расходов населения мог оказаться не таким активным. Здесь также нужно принять во внимание нестабильный курс рубля, который сыграл на руку застройщикам, мотивируя покупателей инвестировать в недвижимость. В итоге ставки по ипотеке упали, а стоимость квартир выросла в среднем на 25%.
Я бы отметила среди трендов 2021 года также цифровизацию и массовый переход в онлайн – от продвижения проекта до заключения сделки. Здесь стимулирующим фактором является пандемия. Многие продолжают работать удаленно и минимизируют число контактов и выходов из дома. Уверена, в 2022 году этот тренд никуда не исчезнет.
– Что сегодня происходит со спросом и предложением на первичном рынке Подмосковья? Сильно ли менялась ситуация в течение года?
– Во второй половине 2021 года мы заметили тенденцию к замедлению роста цен на недвижимость и сокращение объема ипотечных сделок. Тем не менее, увеличилось количество предложений от застройщиков по субсидированию ипотеки. Наблюдался стабильный рост цен на жилье в Подмосковье, но гораздо более низкими темпами, чем в 2020 году. В разных проектах 3-RED увеличение цен составило от 5 до 20%, но во многом оно было обоснован ростом строительной готовности. Также влияние на ценообразование оказали такие факторы, как рост цен на стройматериалы и нехватка рабочей силы.
– Как сегодня покупают квартиры в ваших проектах? В ипотеку, рассрочку или 100-ую оплату?
– Велика доля ипотеки: сейчас у нас около 50-60% сделок с привлечением кредитования, раньше этот показатель достигал 70%. Выросло количество рассрочки за счет внедрения акции «Купи сейчас, плати потом»: клиент при заключении ДДУ вносит 20%, а остальные 80% от стоимости квартиры – лишь непосредственно перед вводом дома в эксплуатацию).
– Как бы вы описали покупательские предпочтения сегодня? Что, кроме цены, интересует в первую очередь ваших клиентов?
– Большим спросом пользуется отделка, которую можно включить в платеж по ипотеке. Сейчас в наших проектах мы предлагаем квартиры без отделки, с черновой отделкой/ white box, а также финишную чистовую отделку. Опционально мы пробовали предлагать и меблировку, но она не вызвала большого интереса. Что касается площадей квартир, то студии остаются популярнее других лотов: мы предлагаем студийные планировки от 18 до 30 кв. м в зависимости от жилого комплекса. Также, конечно, покупатели всегда обращают внимание на благоустройство и социальную инфраструктуру.
– Какая геометрия жилья наиболее популярна сегодня у клиентов? Европланировки или классика? Важны ли гардеробные, большие окна? Важна ли отделка лобби для покупателей?
– Европланировки набирают всё большую популярность. Новые проекты мы изначально проектируем с большими кухнями и не очень большими комнатами. Важны для покупателей места для хранения: в квартирах это полноценные гардеробные, а в цокольных этажах размещаются кладовые, плюс колясочные помещения в подъездах.
В большинстве наших ЖК спроектированы комнаты для консьержей, входы в подъезд выполнены на уровне земли для создания безбарьерной среды. В зоне лобби мы используем более дорогие отделочные материалы, чем на этажах, здесь высокие потолки и зеркала. Отделка в лобби важна для покупателей в сегменте «комфорт-плюс» и выше.
– В целом расскажите пожалуйста, кто ваши покупатели? Семьи с детьми или миллениалы-одиночки? Много ли инвесторов сегодня среди покупателей?
– В основном покупатели приобретают квартиры для себя. Также много молодых семей в ожидании пополнения или уже с детьми. Доля инвесторов продолжает сокращаться. В этом году частные инвесторы нередко покупали по 1-2 квартиры с целью дальнейшей перепродажи или сдачи в аренду, в основном это были жители Москвы и Московской области.
Растет число сделок на первых этажах ЖК под арендный бизнес. Первыми уходят помещения под магазин/супермаркет, если таковых изначально в проекте не было заложено, то берут несколько помещений под объединение. Остальные помещения приобретают равномерно, наибольшей популярностью пользуются лоты площадью до 100 метров, ближе к оживленным улицам.
– Покупают ли машино-места вместе с жильем или не сразу решаются на приобретение места для авто? Как с этим обстоит дело?
– В Москве покупают намного активнее, чем в Московской области. В основном машино-места приобретают дольщики двух- и трехкомнатных квартир. Основной объем сделок сдвигается ближе к сдаче дома. В московском проекте стоимость машино-места начинается от 1,5 млн рублей, в Подмосковье – от 900 тыс. рублей. В основном все берут для себя, без инвестиционных целей.
– Планируете ли вы выводить новые проекты в следующем году? В области или рассматриваете Москву в новых и старых границах?
– Мы планируем сразу несколько новых проектов классов «комфорт» и «комфорт-плюс» в следующем году. Есть несколько площадок, на которых уже ведем проектирование. И несколько находятся в стадии переговоров, как в Москве, так и в Московской области. У нас амбициозные планы!
– Как вы оцениваете рынок новостроек Москвы в это непростое время и с экономической, и с социальной точки зрения? Какой будет ситуация в будущем году? Что будет с ценами и спросом?
– Центробанк повышает ключевую ставку на фоне роста инфляции, в свою очередь, банки реагируют на это повышением ставок по ипотеке. По нашим прогнозам, очередной рост ставок по ипотеке никак не отразится на стоимости квартир, спрос снизится, станет еще меньше ажиотажных сделок, основанных только на низкой процентной ставке, а не на реальной необходимости приобретения жилья, но это приведёт к тому, что застройщики начнут разрабатывать новые программы по субсидированию ипотеки совместно с банками, чтобы поддержать продажи.
Не стоит ожидать резких скачков либо падения цен. Московский регион останется привлекательным для населения, поэтому спрос в том или ином размере будет сохраняться.
Читайте также:
Рекорды, сюрпризы и инновации: итоги 2021 года на рынке новостроек Москвы
В Новый год – без долгов: как правильно погасить ипотеку досрочно
Автор: Татьяна Ефремова
Дата публикации 07 января 2022