Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству в течение двух дней разработать список санкций, которые будут применены к турецким компаниям, работающим в России. Из-за обострившейся политической ситуации между Россией и Турцией одними из первых, кто может покинуть российский рынок недвижимости, это турецкие строительные компании, т.к. инвестконтракты с ними будут пересмотрены, а возможно, и расторгнуты в ближайшее время.
Такую возможность не исключил глава Минстроя Михаил Мень, уточнив, что, несмотря на то, что сегодня много турецких строителей возводят коммерческую недвижимость и объекты инфраструктуры, после трагических событий с российским самолетом их вряд ли можно считать надежными партнерами.
Перемена в отношении двух стран возникла из-за того, что во вторник истребитель ВВС Турции F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24. Президент России Владимир Путин охарактеризовал расстрел российского самолета как «удар в спину», добавив, что нападение на бомбардировщик будет иметь «серьезные последствия».
Вчера Novostroy-M.ru писал о предложении депутата Госдумы Вадима Соловьёва (фракция КПРФ), направленное премьер-министру России Дмитрию Медведеву, в котором депутат предлагает выдворить из России все турецкие строительные компании, мотивируя тем, что они получают многомиллиардную прибыль, но не поддерживают российскую политику и сотрудничают с террористами запрещенной в РФ организации ИГИЛ.
Чиновники столичного Стройкомплекса также отреагировали на возможный мораторий для турецких бизнесменов. Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, сказал, что рынок новостроек Москвы и Подмосковья не пострадает, лишившись турецких строителей. По его словам, несмотря на то, что большая часть турецких компаний строит коммерческую недвижимость и несколько объектов инфраструктуры, все эти проекты не являются стратегическими для Москвы, а потому строителям найдут замену, работы продолжатся, и на развитии столицы это никак не отразится.
Кто уйдет
На сегодняшний день в России занимаются строительством чуть больше 100 турецких компаний. Наиболее крупные из них - это «Ант Япы» (Ant Yapi), Renaissance Construction, GRM Group, Costa Group и турецкий холдинг ENKA.
Кстати, именно компания ENKA дольше всех своих турецких коллег работает на российском рынке недвижимости - с 1987 года. Недавно ENKA открыла комплекс «Кунцево Плаза», а несколько дней назад объявила, что собирается инвестировать $500 млн в строительство двух многофункциональных комплексов в Москве. Теперь эти планы под вопросом.
Renaissance Construction была генеральным подрядчиком комплекса «Башня «Федерация», также в ее портфеле такие крупные торговые центры, как «Авиапарк» и ТЦ Columbus. В Renaissance Construction отказались прокомментировать для Novostroy-M.ru сложившуюся ситуацию, сославшись о том, что официальными лицами пока еще не принято никаких решений.
«Ант Япы» также строила башню «Федерация» в комплексе «Москва-Сити» и была генподрядчиком ЖК «Парк Рублево» (ОПИН), сейчас компания строит ЖК бизнес-класса «Маяк» в Химках (читайте расследование Тайного покупателя).
Весной этого года несколько турецких строительных компаний заявили, что хотели бы участвовать в строительстве метро, они встречались с Маратом Хуснуллиным, который не исключил совместной работы с турецкими подрядчиками, если возникнет дефицит среди отечественных.
Летом мэрия Москвы предложила турецкой группе Odak стать соинвестором в столице трех ТПУ, а буквально месяц назад председатель Москомстойинвеста Константин Тимофеев заявлял, что турецкая компания Alarko, возможно, будет задействована в строительстве двух транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Селигерская» и «Ботанический сад».
Novostroy-M.ru спросил участников рынка недвижимости Московского региона о том, как возможный уход турецких строителей отразится на его развитии.
Ирина Могилатова, генеральный директор агентства недвижимости TWEED
В свое время турецкие компании захватили большую долю рынка в нашей стране, они строят давно и много. Строительная индустрия достаточно закрыта, вероятно, чтобы получить эти контракты, турки имели сильное лобби, но пришло время изменить этот вектор развития. После того, как их попросят «на выход», произойдет «импортозамещение» - будут строить наши компании. Долгостроев точно не будет, а произойдет смена подрядчиков.
Думаю, в перспективе Москву ждет передел строительного рынка, в результате чего позиции российских компаний усилятся. Так что ничего плохого в таком моратории нет. Смена турецких подрядчиков отечественными игроками не может не радовать. Пусть лучше зарабатывают наши строители, которые строят ничем не хуже, чем турки, а то и лучше. Так, знаковые дома на Остоженке в 2001-2005 гг. возводила Rose Group, и эти объекты до сих пор являются эталоном качества на элитном рынке.
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»
На мой взгляд, запрет турецким строительным компаниям заниматься бизнесом на территории РФ крайне негативно отразится на рынке недвижимости. Дело в том, что именно турецкие компании работают качественно и, что главное, быстро. Турецкий генподрядчик для многих девелоперов добавляет статус проекту и повышает его надежность для потенциальных клиентов. Кроме того, если турецкая компания привлекается не первый раз, она вполне может пойти на более лояльные условия по оплате их работы, к примеру, строить в кредит.
В ситуации, если турецкие компании вынуждены будут покинуть рынок, пострадают, прежде всего, девелоперы. Ведь им придется срочно искать деньги, чтобы рассчитаться с турецкими подрядчиками, оперативно нанимать новые компании, которые на фоне такой ситуации могут взвинтить цены. В итоге все это приведет к повышению стоимости квадратного метра. Кроме того, не стоит забывать, что турецкие компании нанимали российских строителей. А это значит, что огромное количество людей потеряют работу и уровень безработицы только вырастет. Я не думаю, что подобное решение нужно нашей стране. От этого пострадаем, прежде всего, мы сами.
Григорий Ваулин, генеральный директор компании «Ферро-Строй»
Уход турецких застройщиков с московского рынка будет иметь серьезные последствия, но не для российских девелоперов, а в первую очень, для самих турецких компаний. Самые известные крупнейшие строительные генподрядчики, работающие на российском рынке уже много лет, это такие компании, как Enka, Renaissance Construction, Ant Yapı и Mebe Group. К примеру, в строительстве «Москва-Сити» принимают участие Renaissance Construction, Ant Yapı. Enka является не только генподрядной организацией, но еще и собственником многих офисных зданий в Москве.
При этом турецкие строительные компании уже испытывали сложности, работая в России, в течение последнего года, когда курс евро стал расти. Оплата с сотрудниками в таких компаниях происходит в евро, тогда как контракты с российскими девелоперами заключаются в рублях. Для примера - рабочий в турецкой компании получает € 700-1000 в месяц. Уже только поэтому турецкие генподрядчики оказались в более шатком положении, чем российские, в которых заработная плата рассчитывается в рублях. Им все сложнее конкурировать с отечественными компаниями. А сейчас и вовсе придется свернуть свой бизнес.
Тем не менее, я не думаю, что в текущих проектах с участием турецких генподрядчиков возникнут трудности. Скорее всего, все они будут завершены. Например, наш бизнес-центр Pallau RB на Рублево-Успенском шоссе строит турецкая компания Mebe Group и мы не собираемся разрывать наши отношения. Мы полностью выполним свои обязательства перед генподрядчиком. Однако в дальнейшем, вероятно, на тендерах предпочтение будет отдаваться российским подрядчикам. Российский строительный рынок для Турции будет закрыт.
Тем не менее, не вижу в этом проблемы. Девелоперский бизнес – один из самых прибыльных и на место «туркам» просто придут другие генподрядчики. У турецких компаний есть одно очень важное преимущество, а именно – они одни из лучших, кто сегодня умеет работать с монолитом. В этом они действительно профессионалы. В свое время этот опыт они получили в 1980-х годах, когда были основной рабочей силой для немцев. Именно тогда «турки» и приобрели этот опыт и освоили современные технологии монолитного строительства. На мой взгляд, после ухода с российского рынка турецкие компании снова могут переориентироваться на строительство в таких странах, как Германия. Вместе с тем, не стоит опасаться ухудшения качества строительных работ в России. Мы находимся в высококонкурентной среде с 90-х годов. За последние два десятилетия уже появились достойные российские строительные компании, которые вполне могут занять освобождаемую «турками» нишу. Многие отечественные подрядчики также работают сегодня быстро и качественно. Таким образом, уход турецких генподрядчиков именно для российского девелоперской отрасли не будет иметь тяжелых последствий. Для «турков», конечно, реакция нашего правительства - это большая проблема, которая приведет к существенным потерям в бизнесе.
Александр Матеша, управляющий партнер, директор по развитию и реализации проектов «Еврострой-Развитие»
В настоящее время на рынках Петербурга и Москвы работают около 10 турецких компаний. Наиболее активные игроки Renaissance Construction, Enka, Ant Yapi, Esta Construction. Сегодня практически все турецкие компании находятся в крупных проектах по строительству объектов в различных сегментах недвижимости.
Например, заключены соглашения по участию компании Renaissance Construction в проекте «Морской Фасад» в Петербурге. Если представить, что такие решения будут приняты на федеральном уровне, конъюнктура рынка существенно изменится. Учитывая объемы проектов, которые реализуют турецкие строительные компании, реализовать оперативную передачу этих проектов будет сложно.
Владимир Богданюк, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet
С турецкими генподрядчиками заключены договоры на определенные сроки, поэтому в рамках этих договоров все обязательства должны быть выполнены. Если деятельность турецких компаний будут резко прекращена, то кто будет восполнять застройщикам издержки по расторжению договоров? Скорее всего, в рамках своих договорных обязательств, которые уже оформлены, турецкие генподрядчики завершат предусмотренные работы.
Дата публикации 27 ноября 2015