Самыми популярными проектами стали «ЗИЛАРТ», «Символ», «Сердце Столицы», «Небо», «LIFE-Кутузовский», «Прайм Парк», выяснили специалисты Colliers International.
В целом в 2018 г. в сегменте новостроек бизнес-класса был зафиксирован рекордный объем спроса – по сравнению с 2017 г. этот показатель увеличился на 50%, превысив отметку в 1 млн кв. м. Рекордный объем спроса, который был зафиксирован на рынке в 2018 году, был вызван с одной стороны достаточно благоприятными условиями ипотечного кредитования, ставки которого находились на исторических минимумах, и с другой стороны волатильностью курса рубля и ожиданиями глобальных изменений правил рынка долевого строительства.
Так, покупатели, ожидающие, что перемены в законодательстве могут привести к ощутимому повышению цен в среднесрочной перспективе, реализовали как текущий спрос, так и потенциальный, что во многом привело к росту спроса в 2018 г.
Высокий спрос на жилье бизнес-класса стал основным фактором снижения объема предложения на рынке – по итогам 2018 г. объем предложения на рынке новостроек бизнес-класса Москвы составил 1,37 млн кв. м, что на 10,5% меньше, чем годом ранее.
Динамика объема предложения на рынке новостроек бизнес-класса Москвы
Ценовая конъюнктура
Рекордный спрос стимулировал застройщиков постепенно поднимать цены на рынке в пересчете на 1 кв. м, в результате чего к концу года средневзвешенная цена на новостройки бизнес-класса выросла до 250,3 тыс. руб./кв. м, что на 4,3% больше, чем в 2017 г. При этом тренд по росту цен был отмечен как в действующих проектах, так и в новых проектах. Стартовые цены в новых проектах, вышедших на рынок в течение 2018 года, составили 221,6 тыс. руб./кв. м, что на 5,7% больше, чем в 2017 г.
Динамика средней цены предложения квартир и апартаментов в новостройках бизнес-класса
Особенности спроса и предложения в 2018 году
Стоит отметить, что в предыдущие годы рост спроса на рынке компенсировался увеличением нового предложения (в новых проектах, очередях и новых объемах). 2018 год стал исключением: годовой объем нового предложения снизился относительно предыдущего года на 28% и составил по итогам года 740 тыс. кв. м квартир и апартаментов, хотя в количественном выражении на рынок вышло большее количество новых проектов бизнес-класса (26 против 22 шт.). Однако данные проекты оказались меньше как по проектной площади (средний объем предложения в новых проектах составил 500 лотов против 700 лотов в 2017 г.), так и по средней площади лота (65,7 кв. м против 70,2 кв. м в 2017 г.).
Уменьшение средней площади лотов является одним из инструментов девелоперов по увеличению доступности жилья на фоне снижения реальных доходов населения, которое фиксируется на протяжении последних 5 лет.
Уменьшение свободных денежных средств у населения получает отражение на способах приобретения недвижимости в новостройках. Так, все более популярным инструментом становится ипотечное кредитование, особенно на фоне снижения ипотечных ставок: доля сделок с участием ипотеки увеличилась за год на 9 п.п. (33% и 42% соответственно).
Екатерина Фонарева, директор департамента жилой недвижимости Colliers International: «Сегодня мы наблюдаем новый тренд. Застройщики, увеличивая функциональность планировок и снижая среднюю площадь лота в новых проектах, уменьшают размер бюджета предложения (-1,5%), что способствует в конечном счете росту доступности жилья для покупателей. Также в новых проектах отдается предпочтение более компактным лотам: относительно 2017 г. в структуре нового предложения доля лотов площадью 40-80 кв. м выросла на 14 п.п и составила 63%. При этом доля больших по площади лотов (> 80 кв. м) сокращается: по сравнению с 2017 г. их доля снизилась на 13 п.п.».
Дата публикации 07 февраля 2019