В конце октября в Москве прошел XIII Московский форум лидеров рынка недвижимости MREF-2019. Среди прочего на нем обсудили вопросы транспортной доступности. О том, почему власти вдруг заговорили о важности возвращения москвичей из Подмосковья в столицу, специально для Новострой-М рассказал известный аналитик рынка недвижимости Юрий Кочетков.
Мы все попали вновь в такую эпоху, когда актуальными навыками становятся умение расшифровывать намёки и читать сквозь строки. Будущее уже прописано за нас, но скрыто паволокой двуличия и пропаганды.
Чем была хороша конференция MREF, традиционно проводимая газетой «Ведомости» в октябре? На ней собрались ключевые лица, влияющие на градостроительную политику в Москве, и крупнейшие девелоперы, которые вели довольно открытый диалог перед лицом аудитории.
На MREF обозначались текущие тренды в городском строительстве, обсуждалось состояние дел на рынке.
В этом году MREF посетил лишь один крупный чиновник, зато самого крупного ранга – Марат Хуснуллин, заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства. Главный по московской стройке, одним словом.
Доклад его был короток и цифрами-фактами не изобиловал. Мы услышали об очередных успехах Москвы в дорожном строительстве, о том, как мегаполисы соревнуются за человеческий капитал и всё такое прочее.
Повестка летнего Урбанфорума в очень кратком изложении. И лишь в самом конце тронной речи прозвучала свежая и довольно неожиданная мысль.
Марат Хуснуллин заявил о том, что дело не только в улучшении транспортной доступности (тема сессии была «Город шаговой доступности»), поставлен вопрос о доступности строящегося жилья для москвичей. Необходимо вернуть москвичей в город, тогда и с транспортной доступностью всё станет хорошо.
Заммэра пояснил свою мысль так: волей судеб в прошлые пару десятилетий многие москвичи отбыли на жительство в Подмосковье в связи с невозможностью улучшения своей жилищной ситуации в самом городе.
И теперь, бедные, мотаются из области на работу в Москву, а вечером – обратно. Создаётся маятниковый эффект, забиваются дороги на въезде, а в метро мы имеем «феномен Выхино». Вот купят подмосковные москвичи жильё рядом со своими рабочими местами и будут пешком ходить на работу, а мы получим комфортный мегаполис шаговой доступности.
Мысль хорошая, верная. Но давайте немного расшифруем, что тут проговаривалось. Мы уже хорошо поняли на своей шкуре: новая городская власть говорит одно, делает другое, а результат получается третьим. Достаточно вспомнить небывалые успехи в преодолении московских пробок.
Итак, во-первых – москвичи. С чего бы это мэрии, напропалую состоящей из приезжих «варягов», для которых слово «московская прописка» – неизлечимая звонкая пощечина, вдруг заботиться о судьбах бедных столичных жителей, поменявших эту прописку на подмосковную?
Всё становится на места, если мы отбросим прочь понятие «прописка», хотя она даёт серьёзные льготы живущим в городе. В речи заммэра москвичи – это отнюдь не потомственные жители Москвы, родившиеся здесь.
Речь шла о тех, кто постоянно РАБОТАЕТ в городе. Вот они-то и есть современные, правильные москвичи. Да хоть из Когалыма приехал человек! Получил работу – вот о нём-то теперь и надо проявлять заботу.
Второй момент – что такое доступность жилья в нынешнем понимании. Нам уже десять лет заботливо объясняют, что доступность – это отнюдь не низкие цены на жильё. Доступность – это ипотека! Ипотека должна быть доступной.
Ребус тогда становится понятнее: у человека московская работа, значит надо ему «навесить» удобную и комфортную ипотеку. Лучше всего сословного типа, когда ставка ипотеки зависит от статуса заёмщика и вида его занятости. Выведем всё это в виде понятной формулы:
Московская работа + сословная ипотека = шаговая доступность места работы
Цены ни в коем случае снижать не надо, наоборот, их надо повышать. Абстрактный регионал, продав свою квартиру на родине, не должен иметь возможности купить аналогичную квартиру в Москве, город не резиновый!
Кстати, именно поэтому и ипотека должна быть сословной, чтобы регионал её не задействовал в плане покупки московской квартиры. А вот трудоустроенный в Москве житель – это наш клиент. И если он живет сейчас, волею судеб, в Коротищах, надо дать ему возможность вернуться жить к месту работы.
Раньше как было? Вот завод, вот проходная, а за проходной – заводские общежития. И никакого маятникого эффекта на дорогах.
В нынешних реалиях будет так: офисный центр, проходная, а за поворотом – коливинг и комфортные по реновационным стандартам дома.
В заключение я оставлю читателям поразмышлять вместо заммэра на такую тему: а кому будут проданы освобождающиеся подмосковные квартиры, и куда будут ездить на работу их новые обитатели?
Читайте также
На рынке жилья Москвы обвалились продажи
Подмосковье снизило ввод новостроек на 10%
Дата публикации 05 ноября 2019