По итогам 2018 года на первичном рынке в старых границах Москвы экспонировался 251 проект суммарной площадью 2,74 млн кв. м. Из этого объема в 57 новостройках предлагаются апартаменты, еще 21 проект относится к смешанной застройке, в котором представлены оба типа недвижимости. При этом одним из трендов в сегменте апартаментов является выход проектов бизнес- и премиум-класса, отмечают в компании «Бон Тон».
За 2018 год вышло на 54% проектов больше, чем в 2017 году. Прирост апартаментов отмечался в сегментах бизнес и премиум — за 12 месяцев в реализацию вышло 17 проектов. Что касается объема корпусов, то здесь отмечалась положительная динамика по всем классам. В комфорте прирост нового предложения составил 60%, в бизнес-классе — в 2,5 раза, в премиум-классе в 3,5 раза. Например, если в 2017 году вышло 7 корпусов с апартаментами бизнес-класса, то в 2018 году — 18 корпусов.
Активный выход проектов более высокого ценового сегмента повлиял на структуру предложения в экспозиции. Доля комфорт-класса снизилась на 3,9% и составила 21%. Бизнес, несмотря на сокращение в размере 10,7%, оставляет за собой основные позиции. На него приходится более половины рынка апартаментов (51,1%). Премиум-класса стало больше — его доля увеличилась с 13,3% до 27,9%.
Как отмечают в «Бон Тон», большая часть предложения апартаментов сосредоточена в 3 округах: САО (29,9%, 14 проектов), СВАО (23,2%, 15 проектов) и ЦАО (22,6%, 22 проекта). Минимальный показатель в ВАО и ЮВАО — здесь находится 0,8% и 0,4% апартаментов, соответственно. Доля остальных округов представлена в диапазоне от 3,8% до 9,1%.
По стадиям строительной готовности большая часть предложения апартаментов — порядка 40,2% — находится на начальной стадии (нулевой цикл и монтаж первых этажей). На стадии введенных объемов представлено 22,7% апартаментов.
Средняя стоимость квадратного метра на рынке апартаментов составила 272,5 тыс. руб., что на 3,5% выше, чем в конце прошлого года. Как отмечают в «Бон Тон», был зафиксирован отскок цены в комфорт-классе на 6,1% вверх за счет выхода более мелких форматов. В премиум-классе зафиксирован прирост на 8,1% за счет выхода предложения с полной отделкой.
С точки зрения округов по средней цене лота — от 14,1 до 38,6 млн рублей — лидируют СЗАО, САО и ЦАО. Наиболее доступные предложения сосредоточены в ВАО, ЮВАО и ЮЗАО — здесь средняя стоимость предложения составляет от 4,9 до 8,9 млн рублей.
Как отмечают в компании «Бон Тон», активизация спроса положительным образом отразилась и на сегменте апартаментов — продажи выросли за год примерно на треть. Наибольший прирост (на 59,8%) продемонстрировал комфорт-класс. В бизнес-классе объем продаж увеличился на 11,9% и на 5,2% в премиуме.
Читайте также
«Покупатели уже изучили все плюсы и минусы апартаментов и выбирают их вполне осознанно»
Московские инвесторы распробовали апарт-отели: число сделок выросло в 10 раз
Дата публикации 29 декабря 2018