Чтобы попасть в столицу, автомобилистам в 2016 г., возможно, придется заплатить 100-200 рублей. Разговоры о плате за пересечение МКАД со стороны Подмосковья ведутся уже давно, но вскоре могут стать реальностью. Генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая рассказала порталу Novostroy-M.ru о возможных последствиях такой инициативы – как это отразится на рынке новостроек области и городском трафике.
Что будет с рынком недвижимости Московского региона, если инициатива сделать въезд в столицу платным станет реальностью?
Главная дилемма в этом вопросе заключается в том – кого впускать или не впускать в столицу бесплатно. Если власти сделают платным въезд для жителей регионов согласно их номерам на автомобилях, то вряд ли это существенно разгрузит московские дороги. Региональный траффик «погоды» в столице не делает. Как правило, это транзит, который едет «мимоходом». Пробки на въезде и выезде скапливаются за счет работающих в городе жителей Подмосковья. Жить в Подмосковье и работать (учиться) в Москве – формула жизни для большинства, кто каждое утро и каждый вечер пересекает МКАД. Поэтому, с одной стороны, имеет смысл ограничить въезд именно для них и тогда эффект будет действительно ощутим. Но, с другой стороны, такая мера противоречит той логике градостроительной политики, которой придерживаются власти последние лет 10, стирая границы между Москвой и областью.
В последние годы жителей столичного региона всячески мотивируют перебираться за пределы Москвы, и они перебираются. С этой точки зрения введение платы за въезд в город несколько противоречит концепции «все за МКАД». Если за возможность попасть в Москву ежедневно придется выплачивать по 100, а то и по 200 рублей (соответственно, от 3000 рублей в месяц), многие желающие приобрести квартиру в области десять раз подумают, прежде чем переселяться за пределы платной зоны.
Разумеется, рынок недвижимости отреагирует на очередную креативную законодательную реформу. Спрос на квартиры в Москве увеличится и их стоимость тоже. А те, кто не в состоянии перебраться в пределы МКАД, будут вынуждены смириться с нововведением или же выбрать другой способ транспортировки.
Станет ли центр Москвы свободным и насколько оправдана цена за въезд в столицу?
Скорее всего, в центре Москвы свободнее не станет. Люди ездят в Москву, в том числе, в центр, в 90% случаев на работу. Предположим, что введут платный въезд в столицу для жителей области. Даже если они будут тратить дополнительно 4-5 тыс. руб. в месяц, то это точно не повод отказаться от более высокооплачиваемой работы, которую заполучить в области непросто.
Если сравнить предполагаемый тариф за въезд в Москву (100-200 рублей) с тарифами Лондона, то разница будет существенная. В столице Великобритании за въезд в центр в будние дни с 7:00 до 18:00 горожане платят минимум по 10,5 фунтов стерлингов (740,25 руб.). Сколько придется платить для пересечения платной зоны Москвы, трудно прогнозировать. Если эта сумма будет в пределах 100-200 рублей, вдобавок к платным парковкам и высоким ценам на топливо, разумеется, использование автомобиля обойдется его владельцу еще дороже. Конечно, некоторые все-таки пересядут на общественный транспорт, но это слабо скажется на плотности автомобильного потока. Для реального эффекта тарифы должны быть сопоставимы с лондонскими. Но в этом случае такая антипопулярная мера грозит социальным взрывом.
Действительно ли область окажется «отрезанной»?
Если данная мера все-таки будет введена, властям придется много времени потратить на то, чтобы поставить сбор средств на поток. Например, в центр Стокгольма ведут несколько мостов, и контролировать автомобильное движение по ним не составляет труда. В сердце Москвы попасть можно по многочисленным проспектам, дублерам и окольным путям, так что установка турникетов не произведет должного эффекта. Чтобы внедрить систему оплаты посредством передвижных и стационарных станций, фиксирующих автомобили на въезде в центр, как в Лондоне, российским властям потребуется как минимум 3 года. Чтобы решить такую серьезную проблему, как пробки, в первую очередь стоит обратить внимание на соответствие протяженности дорог столицы другим мегаполисам. Если в крупных европейских городах дороги занимают не менее 20% всей территории, то в Москве для них едва ли выделено 10%.
Не упадет ли спрос на новостройки области из-за платного въезда в Москву?
Вряд ли Правительство Москвы преследует цель отгородить столицу от Подмосковья, наоборот, с каждым годом границы между городом и областью становятся все более расплывчатыми. И даже МКАД давно стал лишь условным контуром Москвы. Пересадить людей на общественный транспорт – скорее всего именно этого добиваются власти. Однако парадоксально, но факт - именно в Москве один из самых высоких показателей среди мегаполисов востребованности местными жителями общественного транспорта. Им пользуется почти 90% москвичей. Другое дело, что общественный транспорт не справляется с перевозками. Метро в буквальном смысле «трещит по швам». Вот поэтому многие и предпочитают передвигаться на личном авто.
Если в связи с платным въездом в пределы Москвы увеличится спрос на столичную недвижимость, соответственно, спрос на новостройки за пределами города снизится. Однако к резкому спаду покупательской активности на рынке областной недвижимости это, скорее всего, не приведет. В конце концов, проще выкладывать по 3000 рублей за въезд ежемесячно, чем единовременно переплачивать за московскую квартиру от 30% и более.
Между прочим
Платный въезд в центр уже введен в некоторых европейских городах
Лондон. Платный въезд в столицу Великобритании ввели в 2003 году. На каждом въезде в центральную часть города и на улицах, которые также попали под ограничения, были установлены видеокамеры (для фиксации номеров автомобилей). Здесь действует правило: если до 22:00 въезд не оплачен (11,5 фунтов, около 860 рублей), тариф увеличивается. При неоплате до полуночи следующего дня начисляется штраф (в размере примерно 131 фунта).
Стокгольм. В столице Швеции подобную систему ввели в 2006 году. Здесь действует плавающий тариф: в часы пик стоимость въезда составляет 2 евро (около 120 рублей), в остальное время — 1 евро (около 60 рублей). При этом в Стокгольме по центру можно перемещаться неограниченно за 6 евро в день (примерно 360 руб.).
Милан. Платный въезд в итальянскую «столицу моды» ввели в 2012 году. В итоге дороги в центральной части города стали менее загруженными (на 30%). Под ограничения попало около 8% территории Милана. Особенность этой системы заключается в том, что для горожан есть лимит на число бесплатных въездов и выездов.
Афины. В столице Греции действует самая «креативная» система платного въезда в город: по четным дням автомобили с четными номерами могут передвигаться бесплатно, по нечетным — наоборот.
Дата публикации 27 ноября 2014