Управляющий партнер компании «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский в интервью порталу Новострой-М рассказал о том, какое значение сейчас приобретает благоустройство территории новостроек, какие ключевые тренды появляются в этом направлении и какие затраты закладывает застройщик на эту часть работ.
Насколько сейчас важно благоустройство территории жилых комплексов? Для кого важнее — для застройщика, чтобы продать, или для покупателя? Клиенты действительно интересуются тем, что будет во дворах?
Безусловно, это очень важный элемент, как для застройщика, который с помощью грамотной концепции благоустройства может подчеркнуть достоинства своего жилого комплекса, так и для покупателей, которые сегодня приобретают не отдельно взятую квартиру в том или ином проекте, а выбирают образ жизни, среду, где будет комфортно не только дома, где с удовольствием можно будет проводить время на улице.
На нашем примере могу сказать, что покупатели очень живо интересуются, что будет сделано во дворах, какое игровое оборудование установлено, какие дополнительные нестандартные возможности может предложить застройщик и, конечно, очень трепетно следят за выполнением всех обещаний и сроками. Не будет преувеличением сказать, что в некоторых случаях наличие интересных ландшафтных решений, зеленых бульваров, парков на территории микрорайонов может стать определяющим фактором при выборе новостройки.
Какие основные тренды сейчас представлены в благоустройстве придомовых территорий?
Прежде всего, это мода на здоровый образ жизни и спорт не обошла стороной и девелоперов. Сегодня во многих жилых комплексах устанавливаются тренажеры для work out, которые очень востребованы у молодежи. Подростки проводят много времени на улице, так почему не создать для них условия, чтобы это время было потрачено с пользой? Я бы сказал, что такие тренажеры — это необходимый минимум. Можно пойти дальше — организовать скейт-парки, роллердромы, построить велосипедные и беговые дорожки. В нашем проекте «Кварталы 21/19» будут и тренажеры, и скейт-парк и многое другое. И, конечно, если во дворах развернется такая спортивная активность, нужно постараться ограничить доступ автотранспорта для безопасности и здоровья жителей.
Насколько сложно реализовать концепцию «двор без машины»? И осуществимо ли это в принципе?
Если изначально грамотно подойти к организации территории жилого комплекса и общественного пространства, отказаться от автотранспорта не составит труда, при этом жители не будут испытывать дискомфорт. Например, в нашем проекте мы предусмотрели автодороги с внешней стороны домов, а сквозные проходы в подъездах позволяют легко разгружать и загружать крупногабаритные и тяжелые вещи, предметы интерьера, мебель и строительные материалы.
При этом родители не беспокоятся за безопасность детей, так как при выходе из подъезда во внутренний двор ребенок не пересекается с транспортными потоками. Для автовладельцев сейчас также создаются все условия — наземные и подземные паркинги, гостевые места в «карманах» с внешней стороны домов. Концепция «двор без машины» сейчас очень востребована и реализовать её в жизнь не составляет большого труда.
Разделение детских площадок по возрастам — это дань моде или так действительно нужно делать? Почему?
Сами посудите, тринадцатилетний подросток будет играть вместе с трехгодовалым малышом? У них есть общие интересы? Вряд ли. К тому же это не всегда безопасно, взрослые дети ведут себя более активно, катаются на роликах и уже недетских велосипедах, играют в более подвижные игры. Тихие зоны с песочницами, небольшими каруселями и лавочками для мам должны быть обособлены, в таком случае и шум не будет мешать, и за безопасность ребенка не придется беспокоиться.
В то же время нельзя полностью исключать коммуникацию между детьми разных возрастов, и для этого создаются общественные пространства, где все жители вне зависимости от возраста и увлечений могут проводить досуг.
Кто проектирует дворовые территории?
В нашем проекте концепцию дворовых территорий и большого пешеходного бульвара, который протянется вдоль всего жилого комплекса, разрабатывало архитектурное бюро AFA. Это известная компания с большим опытом, в арсенале которой есть знаковые объекты, например, самый крупный в России тематический парк развлечений под открытом небом — Сочи Парк.
Изначально нам достался сложный участок, на котором находились промышленные предприятия завода «Молния». Это была достаточно депрессивная территория, которую предстояло преобразить и вдохнуть в нее новую жизнь. Поэтому мы сделали ставку на качественное благоустройство и озеленение, под которое отвели примерно 30% всей площади.
Какие затраты несет девелопер на благоустройство территории?
В нашем случае затраты только на благоустройство пешеходного бульвара составляют примерно 200 млн рублей, к ним нужно добавить расходы на оформление каждого двора, а их у нас пять. Каждый двор обходится примерно в 45 млн рублей. Кроме того, в общую смету стоит записать и стоимость земли под благоустройство, которая не досталась нам бесплатно. Только бульвар занимает площадь 3 га, при том что площадь всего участка 19 га.
Очень дорого обходится озеленение, так как приходится приобретать уже взрослые деревья с окрепшей кроной из специальных питомников. Хочется, чтобы первые жители уже могли наслаждаться законченной «картиной», а не ждать, когда приживутся и разрастутся саженцы. Стоимость деревьев у нас доходит до 150 тысяч рублей за единицу. Если есть желание создать действительно качественную среду и выделиться среди общей массы, не получится сделать это дешево.
На ваш взгляд, сколько должно быть зелени и какой — кусты или деревья, какие породы?
Существуют определенные нормативы и рекомендации по озеленению, которыми следует руководствоваться. Однако в большинстве случаев застройщики делают сверх того, что предписано. Например, у нас только в одном дворе высаживается более 20 крупных деревьев, которые хорошо приспособлены к нашему климату — клен, липа, каштан и другие. Помимо этого, очень много кустарников: 18 кустов сирени, пять кустов пузыреплодника, много других менее известных растений, например, спирея. На бульваре у нас предусмотрены деревья хвойных пород, декоративные яблони, березы, клены, черемуха. Не рекомендуется высаживать деревья, которые могут вызывать аллергию, например, тополя.
Wi-Fi во дворах — необходимость или приятный бонус?
Если сегодня бесплатный Wi-Fi и станции для подзарядки электронных устройств во дворах жилых домов еще редкость, то в скором времени они войдут в привычный обиход. Мы давно привыкли к бесплатному Wi-Fi в общественном транспорте, на улицах города уже появились остановки с Wi-Fi и слотами для зарядки. Сегодня прогрессивные застройщики идут в ногу со временем и заранее предусматривают эти вещи в своих жилых комплексах. Пока что это действительно бонус, но в скором времени они станут необходимостью.
Помогают ли продуманные дворовые территории продавать квартиры?
Сами по себе продуманные дворовые территории и интересная концепция благоустройства не помогут поднять продажи, если при этом в жилом комплексе будет низкое качество строительства, неудобные планировки, внешне непривлекательные дома. Однако в совокупности с другими удачными решениями эти вещи безусловно оказывают влияние на привлекательность комплекса, его восприятие покупателями и косвенно влияют на продажи квартир.
Читайте также:
Покупатели квартир выбирают экологическую обстановку по карману
«Сегодня благоприятное время для покупки недвижимости – цены на рекордно низком уровне»
Красивые дворы: как добросовестные застройщики решают вопросы инфраструктуры и благоустройства в ЖК
UP-кварталы или элитные дома: ФСК «Лидер» благоустраивает ЖК независимо от статуса
Дата публикации 17 мая 2018