Рейтинг@Mail.ru
Переверните экран

Личный опыт: как самостоятельно оформить налоговый имущественный вычет на недвижимость

Получение налогового имущественного вычета (возврат 13% от стоимости купленной недвижимости) многие россияне до сих пор считают чем-то мифическим. Между тем вычет может получить каждый, кто оплатил НДФЛ, купил недвижимость и подал соответствующие документы в налоговую инспекцию. Новострой-М попросил поделиться историей человека, который самостоятельно собрал все документы и оформил налоговый вычет после покупки квартиры в ипотеку.  

По действующему законодательству вы можете вернуть себе часть потраченных на покупку жилья либо земли под ИЖС денег – 13% от их стоимости. Предельная сумма вычета определена в размере 260 тыс. рублей. Чтобы ее получить, нужно купить недвижимость (либо несколько объектов недвижимости) на сумму 2 млн рублей.

Так как доходы большей части россиян за год составляют меньше двух миллионов, получение вычета займет несколько лет. Допустим, ваш «белый» доход за год составляет 500 тыс. рублей. Вы купили квартиру или другую недвижимость за 2 млн рублей (либо дороже, но вычет все равно распространяется только на указанную сумму) и подали документы на получение налогового вычета. В итоге вам вернут 65 тысяч рублей – это 13% от вашего суммарного годового дохода. На следующий год процедура повторится, и так до тех пор, пока вы не выберете всю сумму. В нашем примере это займет 4 года.

Также можно получить 13% от суммы уже оплаченных процентов по кредитному договору, если жилье приобреталось в ипотеку, в пределах 3 000 000 рублей (то есть максимум 390 000 рублей вычета). Но это уже немного другая история.

Итак, чтобы получить налоговый имущественный вычет, необходимо на следующий год после покупки недвижимости предоставить следующие документы в налоговую инспекцию вашего района (то есть по месту регистрации).

Основные документы

1. Справка о доходах 2-НДФЛ (оригинал). Берется в бухгалтерии по месту работы. Если в течение года вы работали в нескольких местах, то потребуются справки ото всех работодателей.

2. Декларация 3-НДФЛ. Программа для ее составления находится в свободном доступе в Интернете, ее нужно скачать и заполнить на основании справки 2-НДФЛ, а потом распечатать. Вы вполне можете заполнить эту декларацию самостоятельно, тем более в Интернете можно найти пошаговую инструкцию.

3. Копия паспорта.

4. Свидетельство о присвоении ИНН (если ИНН у вас нет, то его нужно получить в налоговой инспекции по месту прописки).

5. Заявление на возврат налога с реквизитами вашего банковского счета. К примеру, можно получить вычет прямо на карточку, на которую приходит заработная плата.

В дополнение к пятому пункту отмечу нововведение этого года, о котором почему-то знают не все бухгалтеры. Оно касается кода ОКТМО, который указывается в заявлении. Надо узнать, к какому району города относится юридический адрес фирмы, в которой вы работаете, и указать в заявлении код именно этого района. Раньше такого разделения не было, был общий код, относящийся к области, в которой вы проживаете. Лично мне бухгалтер в справке 2-НДФЛ указала старый, общий код, в итоге при подаче заявления операционистке налоговой службы пришлось исправлять его с помощью корректора.

Если квартира куплена на вторичном рынке, вам в дополнение к вышеперечисленным документам нужно предоставить:

1. Договор купли-продажи с отметкой Росреестра о регистрации прав собственности (копия).

2. Свидетельство о государственной регистрации права собственности (копия). Отметим, что с 15 июля 2016 года выдача свидетельств о государственной регистрации права собственности прекращена (об этом ниже читайте комментарий юриста).

3. Платежные поручения, квитанции об оплате или расписки, которые вы получили в момент приобретения имущества (копии).

4. Акт приема-передачи квартиры.

Если квартира находится в новостройке:

1. Договор долевого участия (копия).

2. Акт приема-передачи жилья (копия).

3. Платежные поручения, квитанции об оплате или расписки, которые вы получили в момент приобретения имущества (копии).

Если жилье приобретено в ипотеку:

1. Кредитный договор (копия).

2. Справка об удержанных процентах за год (оригинал, берется в банке). Отмечу, что разные банки выдают такие справки по-разному. Так, в Росбанке с этого года подобную справку делают месяц (раньше - в течение 10 дней). В «ДельтаКредите» можно просто прийти в офис, и секретарь выдаст ее вам в течение нескольких минут. Поэтому лучше уточнить этот момент заранее.

3. Квитанции, чеки, платежные поручения, выписки и тому подобное, полученные в момент оплаты ипотеки (копия).

Вы собрали все необходимые документы, принесли в налоговую, написали заявление. Теперь в течение трех месяцев они будут на рассмотрении, и когда получение вычета одобрят, в срок до одной недели вам должны перечислить деньги. В связи с таким довольно продолжительным периодом лучше подавать документы на возврат как можно раньше, хотя бы в первом полугодии.

СОВЕТ: В своей налоговой инспекции обязательно попросите завести вам личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Там вы в любой момент можете посмотреть, одобрена ли ваша заявка, на какой стадии она находится (проверка документов, перечисление денег). Еще один плюс личного кабинета – не выходя из дома вы можете оплатить любой налог (транспортный, имущественный и т.д.).

Также стоить отметить, что каждый год в получении налогового имущественного вычета происходят какие-то изменения. Так, в 2014 году вычет привязали к налогоплательщику, в то время как раньше он был привязан к имуществу (раз получив вычет, вы не имели права получить его еще раз, даже в случае, если максимальная сумма была вами не выбрана). В том же 2014 году также были введены новые правила расчета и получения налогового вычета, по которым, в частности, подать документы на оформление налогового вычета за объект недвижимости, приобретаемый в общую совместную собственность, может не один супруг, а оба, что увеличивает общую сумму вычета.

С 15 июля 2016 года выдача свидетельств (на бумаге) о государственной регистрации права собственности больше не производится. Редакция Novostroy-M.ru попросила прокомментировать этот момент Дениса Артемова, ведущего юриста юридической фирмы Via lege:

Действительно, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 15.07.2016 года проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Стоимость такой выписки составляет 200 рублей.

Стоит отметить, что действующее законодательство не содержит конкретных указаний на срок действия выписки из ЕГРП. Выписка из ЕГРП не является нормативным документом, и сведения из нее актуальны до тех пор, пока в реестр не будут внесены соответствующие изменения. Однако на практике организации, которые требуют предоставление выписки из ЕГРП, могут устанавливать свои сроки актуальности выписки. Так, некоторые нотариусы и банки принимают выписки ЕГРП, полученные не позже одного месяца до момента предоставления. Не исключено, что аналогичным образом начнет поступать и ФНС.

Для предоставления налогового вычета важен сам факт приобретения жилья. Право на налоговый вычет сохраняется даже при последующей продаже (при  условии, что гражданин свое право на вычет не реализовал). В этой связи «свежесть» выписки из ЕГРП выходит на второй план. 

Отмена «бумажных» свидетельств о праве собственности говорит о признании и поощрении государством электронных носителей информации. Если эта тенденция будет развиваться и дальше, вкупе с системой обмена информацией между государственными органами, не исключено, что в скором времени ФНС само будет проверять наличие права собственности гражданина на квартиру. В этом случае необходимость предоставления выписки ЕГРП отпадет, и достаточно будет заявления от гражданина с указанием адреса приобретенной квартиры.

Дата публикации 03 августа 2016
Рассылка новостей
Раз в неделю мы будем присылать вам самые интересные новости о недвижимости на почту
Подписываясь на рассылку, вы принимаете условия пользовательского соглашения
Полезное
Следите за обновлениями Новострой-М на самых популярных площадках интернета
Наш Telegram
Мы в Яндекс.Дзен Канал на Youtube
Читайте также:
Всё по полочкам: в Росреестре объяснили, как трактовать новый закон о перепланировках
Специалисты Росреестра подробно разъяснили, как будет работать новый федеральный закон, регулирующий процедуру перепланировки помещений.  В декабре 2023 года был принят разработанный при участии Росреестра Федеральный закон № 608-ФЗ, которым усовершенствована...
02 апреля 7319
Как получить упрощенный налоговый вычет — имущественный, инвестиционный и социальный
С 21 мая 2021 года действует упрощенный порядок получения вычетов за покупку жилья или инвестиции, с 1 января 2024 года введено упрощенное оформление самых популярных социальных налоговых вычетов. Как работает эта процедура — расскажем в этой статье. Что такое...
20 марта 20792
Электронная сделка с недвижимостью: что нужно знать покупателю квартиры в 2024 году
Цифровизация год от года всё больше набирает обороты, и электронная сделка с недвижимостью уже не кажется чем-то особенным. Как правильно пройти регистрацию права собственности онлайн, без посещения МФЦ или Росреестра, рассказывает Новострой-М. Чем отличается Росреестр...
23 февраля 4871
Льготная ипотека в 2024 году: как изменились условия программы и как оформить кредит с господдержкой
В конце 2023 года условия программы льготной ипотеки с господдержкой серьезно изменились, но на этом власти не остановились — после 1 июля 2024 года эта программа может перестать быть массовой, то есть доступной для всех желающих. Как получить льготную ипотеку в...
15 февраля 11990
Семейная, льготная, IT и не только: как различаются программы ипотеки с господдержкой и кому они подходят
Ипотека бывает разная: обычная (рыночная), льготная (с господдержкой), ориентированная на различные группы населения. Новострой-М расскажет, чем один вид жилищного кредита отличается от другого, кому и какую ипотеку оформлять выгоднее всего. Что такое льготная ипотека...
08 февраля 7022
Перепланировка: что будет, если… Какие изменения в квартире допустимы и как их правильно согласовать
В конце 2023 года Росреестр уточнил процедуру перепланировки помещений. Новострой-М рассказывает, как сегодня оформить перепланировку, и напоминает, какие работы в жилище проводить строго запрещено, а какие можно осуществлять с оговорками. Новые...
01 февраля 6311
Ипотека и кредит: в чем разница для покупателя жилья и какой вариант выгоднее
Купить жилье полностью на собственные средства – для большинства это задача «со звездочкой». Поэтому многие прибегают к помощи банков. Новострой-М рассказывает, в чем отличие ипотеки от потребительского кредита, а также какой заем и при каких...
19 января 7283
Что такое эскроу-счета и какие гарантии они дают покупателям квартир в новостройках
Летом 2019 года российские девелоперы перешли на новую схему долевого строительства — проектное финансирование с использованием эскроу-счетов. Таким образом власти решили избавиться от проблемы обманутых дольщиков: теперь застройщики не могут напрямую привлекать...
10 января 8363
Популярно на Новострой-М
Посмотреть все спецпредложения

Скидки и спецпредложения от застройщиков