Промышленная зона «Южный порт» расположена в районе Печатники ЮВАО и является самой крупной из московских промзон – ее площадь превышает 900 га. Концепция развития всей территории еще не утверждена, значительно осложняет этот процесс наличие большого количества собственников земли.
Сегодня на территории промзоны представлены производства различных отраслей, а также действует Технополис «Москва», который был основан в конце 2012 г. и занимает порядка 30 га бывшего АЗЛК «Москвич». Часть зданий промзоны, используемых для размещения Технополиса, уже реконструирована и функционирует. Ремонтно-строительные работы в оставшихся зданиях планируется закончить в 2016 г.
Фото: stroi.mos.ru
В конце 2013 г. разработан проект планировки территории, согласно которому будет построено порядка 7,5 млн кв. м недвижимости. По словам Александра Шибаева, директора департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood, проект будет реализовываться при поддержке государства, которое возьмет на себя часть расходов по строительству улично-дорожной сети и коммуникаций. Объемы инвестиций оцениваются более чем в €9 млрд, чиновники намерены привлекать в проект частных инвесторов. Однако пока ни власти, ни девелоперы не анонсируют конкретные объекты и сроки их реализации. Известно лишь, что на территории 21 га группа «Метрополь» планирует построить МФК «Метрополия». По данным компании «МИЭЛЬ-Новостройки», проект включает возведение 12 высотных домов: по 200 тыс. кв. м офисной и жилой недвижимости, 100 тыс. кв. м будет приходиться на торгово-развлекательный центр.
«Процесс реновации промзоны «Южный порт» условно разбит на три этапа: 2014-2020 гг. – начальная стадия, 2020-2030 гг. – развитие, 2030-2040 гг. – агломерация»
Мария Литинецкая, «Метриум Групп»
Концепцию редевелопмента «Южного порта» подготовил Институт развития территорий (TDI). Согласно данной концепции, промзону планируется поделить на 4 участка:
- жилой район, расположенный на берегу Москвы-реки;
- производственный район, где предполагается дальнейшее развитие Технополиса «Москва», создание автомобильного кластера, в качестве якорной структуры которого выступит завод «Renault Россия», занимающий сейчас 58 га территории промзоны;
- общественная зона – это территория, на которой в настоящее время находятся железнодорожные пути, а в перспективе 5-10 лет планируется создать прогулочные зоны, парки, велодорожки;
- офисный район, где возведут 6 млн кв. м коммерческой недвижимости.
«Одной из основных проблем данной промышленной зоны является наличие большого числа собственников, около 240. Среди самых крупных «Евроцемент груп», Aeon, ГК «СУ-155». Для того чтобы организовать процесс редевелопмента промзоны, властям необходимо будет сначала договориться о том, какие компании примут участие в освоении территории и на каких условиях, а затем координировать их взаимодействие»
Ирина Доброхотова, «БЕСТ-Новострой»
Фото: stroi.mos.ru
Согласно генплану, жилые дома будут располагаться на набережной акватории «Южный порт», протяженность которой составляет 4,5 км. С одной стороны, наличие водоема и парковой зоны, а также близость к центру Москвы – это мощные конкурентные преимущества жилых объектов, которыми, как правило, обладают комплексы повышенной комфортности. К тому же, квартиры с видом на воду всегда на 15-20% дороже обычных. «Однако, с другой стороны, стоит учитывать, что ЮВАО не считается престижным направлением ввиду неблагоприятной экологии и загруженности дорог, – говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп». – Поэтому в рамках реновации промзоны «Южный порт», скорее всего, будет построено жилье не бизнес-класса, а массового сегмента».
«Наиболее целесообразно в данной локации строить жилье эконом- и комфорт-класса. Это обусловлено тем, что территория находится в окружении промышленного кластера, который только будет развиваться в рамках этого участка. Но после реализации заявленных мероприятий по преобразованию промышленной зоны на территориях, примыкающих к воде, уместно строительство также жилья бизнес-класса»
Елизавета Гудзь, «НДВ-Недвижимость»
По данным Консалтинговой группы «Апхилл», стоимость квадратного метра жилья эконом-класса составит 160-170 тыс. руб., комфорт класса - 220 тыс. руб.
В целом стоит отметить, что Юго-Восточный округ является одним из наименее привлекательных с точки зрения проживания. Здесь сказывается сразу несколько факторов, основными из которых является неблагоприятная транспортная ситуация (одни из самых загруженных магистралей города), а также экологическая обстановка (большое количество промпредприятий, дефицит парковых зон).
«ЮВАО является одним из аутсайдеров по объему предложения на рынке новостроек и характеризуется относительно невысокой средней ценой предложения на рынке жилья. Однако ввиду дефицита свободных площадок в городе девелоперы постепенно начинают осваивать юго-восток города»
Александр Шибаев, Blackwood
Сейчас в этом районе есть постройки панельной конструкции эконом-класса, есть несколько монолитно-кирпичный домов комфорт-класса, но их доля в общей структуре жилого фонда незначительна. Среди примеров проектов, реализующихся на рынке ЮВАО, можно выделить мкрн. «Некрасовка Парк», ЖК «Большое Кусково».
Фото: stroi.mos.ru
Одна из самых загруженных дорог в районе Печатники – Волгоградский проспект, который пересекается с ТТК на территории района. По словам руководителя отдела консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» Дарьи Третьяковой, в перспективе «Волгоградку» ждут работы по реконструкции. В частности, на перекрестке Волжского бульвара и Волгоградского проспекта организуют движение под эстакадой; на Волгоградском проспекте, на пересечении с Люблинской улицей, построят тоннель; соорудят эстакаду на Волгоградском проспекте на пересечении с Волжским бульваром, а также создадут трехполосые боковые дублеры с двух сторон вдоль Волгоградского проспекта.
Сообщение общественным транспортом c жилыми кварталами в промзоне «Южный порт» от метро осуществляется посредством автобусов и маршрутных такси. Также планируется запуск новых трамвайных линий В планах развития района – открытие станции метро «Южный порт», которая будет располагаться между станциями «Печатники» и «Текстильщики».
«Так как дорожная сеть на территории промзоны практически отсутствует, то наряду со строительством нового жилья будет создаваться новая дорожно-транспортная сеть с организацией светофоров, остановок и маршрутов наземного общественного транспорта, а также запланирована реконструкция проездов, развязок, эстакады, строительство транспортно-пересадочного узла, моста, пешеходных переходов», - говорит руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь.
Большая площадь промзоны позволит выделить участки для организация зеленой городской среды. «Проектом планировки территории 130 га под озеленение отведено около 10% (13 га), – поясняет заместитель директора департамента стратегического консалтинга NAI Becar Анна Данченок. – Аналогичным образом было запланировано устройство парков на территории завода ЗИЛ – на сегодняшний день участок, предназначенный под зеленую зону уже передан городу после очистки».
Также в ходе развития промышленных территорий в районе Печатники планируют увеличить площадь озеленения до 7,78 га и создать парк площадью 1 га. «Помимо сноса зданий и переноса магистралей инвестор должен обеспечить снятие санитарно-защитной зоны, так как грунт под бывшей промышленной зоной загрязнен различными химическими веществами», – поясняет генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Софья Лебедева.
Кстати, кроме развития Технополиса «Москва» на территории промзоны «Южный порт» планируется строительство бизнес-центра, небольших автомастерских, бизнес-инкубатора для отраслевых стартапов и учебных лабораторий для студентов профильных вузов. Согласно проекту, здесь смогут работать и учиться более 80 тыс. человек. Также в «Южном порту» (на пересечении Волгоградского проспекта и Шоссейной улицы) появятся доходные дома, отель эконом-класса для сотрудников и гостей Технополиса. Планируется, что все эти объекты сдадут в эксплуатацию до 2030 года.
Читайте также:
Промзоны Москвы: новая жизнь «Серпа и Молота»
Промзоны Москвы: жилье эконом-класса на «Соколиной горе»
Промзоны Москвы: новостройки у воды и парка в Нагатинском затоне
Промзоны Москвы: новостройки и инфраструктура нового ЗИЛа
Дата публикации 20 апреля 2015