Портал Novostroy-M.ru начинает публиковать цикл статей о редевелопменте промышленных зон Москвы. Пожалуй, самая масштабная стройка уже в скором времени развернется на территории завода имени Лихачева (ЗИЛ).
Через 8 лет территория завода изменится, и в новом районе будет сложно узнать место бывшего полузаброшенного промышленного предприятия. Проект «Полуостров ЗИЛ» настолько грандиозный, что площадь застройки в несколько раз превысит площадь ММДЦ «Москва-Сити» (300 га против 80 га). Макет нового района Москвы создала российская компания «Проект Меганом», а его воплощением в жизнь занялась строительная компания «Группа ЛСР».
Ранее свое желание участвовать в торгах на застройку одного из участков ЗИЛа высказывала китайская Dalian Wanda Group. Однако в ноябре 2014 года компания отказалась от участия в тендере, объяснив свой отказ ростом курса доллара и вызванным этим удорожанием проекта.
«На сегодняшний день большая часть объектов находится на стадии проектирования. Одним из девелоперов, которые будут осваивать промзону, является компания «Группа ЛСР». Ей принадлежит северная часть промзоны площадью 65 га»
Александр Шибаев, Blackwood
Как рассказали в пресс-службе «Группы ЛСР», в рамках строительства нового района столицы планируется возвести порядка 1,5 млн кв. м недвижимости: 950 тыс. кв. метров жилья и апартаментов, а также объекты коммерческой и социальной инфраструктуры, подземные паркинги. В октябре 2014 года компания приступила к демонтажу имеющихся строений, а масштабная стройка начнется в середине 2015 года.
Участок, принадлежащий «Группе ЛСР» является первым из девяти функциональных зон ЗИЛа. По словам коммерческого директора ФСК «Лидер» Григория Алтухова, изначально заявлялось, что из 1,5 млн кв. м недвижимости в жилой части ЗИЛа 584 тыс. кв. м придется непосредственно на жилье, 365 тыс. кв. м – на апартаменты, 167 тыс. кв. м на деловую, офисную часть, 98 тыс. кв. м – на объекты торговой инфраструктуры и еще 342 тыс. кв. м отведут под подземные парковки. Но в связи с принятием запрета на строительство новых проектов апартаментов как отдельных капитальных объектов, доли, ранее отводимые под каждый тип застройки, могут быть пересмотрены.
Учитывая, что промзона расположена в непосредственной близости к центру Москвы, и на ее территории будут располагаться некоторые производственные предприятия, застройщики будут возводить жилье различного класса. Скорее всего, на прибрежной зоне появятся дома бизнес-класса, а ближе к промышленной зоне – комфорт- или эконом-класса.
«Проекты, которые сейчас реализуются в районе ЗИЛа, позиционируются в бизнес-классе – за счет хорошей транспортной доступности, близости к ТТК, соседства с Москвой-рекой. Уже можно назвать предполагаемую стартовую стоимость жилого квадратного метра – 150-170 тыс. рублей»
Мария Литинецкая, «Метриум Групп»
Как рассказала генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Софья Лебедева, в основном город взял на себя затраты на развитие социальной инфраструктуры - детские сады, школы, поликлиники, но строительство некоторых объектов будет возложено на девелоперов. Например, «Группа ЛСР» обязана будет построить 6 детских садов вместимостью до 180 человек каждый и бесплатно передать их Москве. Также застройщик обеспечит новых жителей двумя школами на 825 и 1100 мест. В пресс-службе «Группы ЛСР» добавили, что всего на территории ЗИЛа будет 3 общеобразовательных школы на 3300 учащихся, объединенные в образовательный кластер, и 12 детских садов на 1560 воспитанников.
Существующая медсанчасть №1 станет современной городской поликлиникой, а общая площадь медицинского кластера составит около 669,5 тыс. кв. м. Подземные гаражи-стоянки рассчитаны на 11,5 тыс. мест, а многоуровневые паркинги вместят 2,5 тыс. автомобилей.
«Как правило, проекты реконцепции промзон включают не только строительство жилых объектов, но и социально-бытовой инфраструктуры, дорожных сетей, прогулочных и зеленых рекреационных зон»
Елизавета Гудзь, «НДВ-Недвижимость»
Первый этап реорганизации промзоны, который, собственно, сейчас и идет в северной части полуострова, посвящен спортивно-развлекательной тематике. В составе спортивно-развлекательного городского квартала «Парк Легенд» – ледовый дворец «Арена Легенд» площадью 69 тыс. кв. м, комплекс водного спорта площадью 25 тыс. кв. м, музей хоккея площадью 3,5 тыс. кв. м, многофункциональный комплекс площадью 40 тыс. кв. м и конгресс-центр площадью 3 тыс. кв. м, включая четырехзвездочный отель. Предполагается, что эта часть работ будет закончена в 2015 году. Кстати, девелопером «Парка Легенд» выступает «Корпорация ТЭН». В настоящее время ведется расчистка территории для строительства ледового дворца.
В дальнейшем практически на набережной в южной части бывшей промзоны появятся административно-деловой центр «Северный» площадью 45 тыс. кв. м и многофункциональный комплекс «Планета ЗИЛ» площадью 343 тыс. кв. м. Кроме этого в процессе реструктуризации здесь появятся офисы, будут реконструированы отдельные здания, представляющие историческую ценность.
Большое внимание при разработке проекта редевелопмента ЗИЛа уделено созданию дорожной сети. В частности, на данной территории построят около 40 км новых дорог, включая два автомобильных и два пешеходных моста. Планируется создать дублер Варшавского шоссе, который станет связующей магистралью между Печатниками и Братеево, дорогу от Симоновской набережной до проспекта Андропова. Последний, кстати, также ожидает реконструкция.
«Планируется строительство моста, который свяжет территорию ЗИЛа с Варшавским шоссе. На территории «Полуострова ЗИЛ» появится станция метро «Технопарк» Замоскворецкой линии, на Малом кольце московской железной дороги будет построена железнодорожная станция и транспортно-пересадочный узел»
Владислав Луцков, Est-a-Tet
Особенной будет и архитектура района. Центральная часть столицы формировалась столетиями, в одном квартале можно встретить здания из совершенно разных эпох, выполненные в разных архитектурных стилях. «В проекте «Группы ЛСР» все элементы будут выполнены в рамках одного архитектурного стиля – они не будут сделаны под копирку, будут уникальными, но вместе с тем – объединенными одной идеей», - пояснили в пресс-службе компании.
При разработке концепции освоения любой промышленной зоны особое внимание уделяется благоустройству территории, ее озеленению, то есть повышается визуальная привлекательность участка. «Жилые дома по проекту располагаются таким образом, чтобы минимизировать количество квартир с плохими видовыми характеристиками», - говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».
Вартан Погосян, директор по маркетингу TEKTA GROUP, сообщил, что земли, на которых запланировано новое строительство, подлежат обязательной рекультивации. А промышленное производство, которое остается на территории, делают безопасным. Кроме того, концепция реорганизации площадей ЗИЛа предполагает благоустройство набережных Москвы-реки, создание прогулочных аллей, парков и скверов. Под зеленые зоны будет отведено почти четверть всей территории завода. Поэтому жить и работать в данном месте будет комфортно и безвредно для здоровья.
Основной зеленой площадкой станет набережная Москвы-реки, бульвар и парк в районе транспортно-пересадочного узла «ЗИЛ». Зеленая зона разместится вдоль железнодорожных путей вплоть до набережной и приведет к пешеходному мосту через реку. Вдоль старого русла Москвы-реки тоже будет парк, в котором планируется создать все условия для активного отдыха. Помимо этого, будет обустроено множество особо охраняемых природных территорий.
«Согласно проекту планировки территории ЗИЛа под озеленение и благоустройство отведено 79 га, включая полноценный парк. На землях, планируемых к жилой застройке, будет проведена санация»
Григорий Алтухов, ФСК «Лидер»
Тем не менее, при составлении плана реорганизации промышленной зоны было принято решение о сохранении на территории части производства. Производственные площади при этом сократятся более чем в 3 раза. Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований Blackwood, считает, что, учитывая формат проекта, который по сути представляет собой «город в городе», при грамотном зонировании привлекательность данной локации не снизится. Напротив, в «новом городе» будет создано все необходимое для полноценной жизни и работы.
«Предусмотрено развитие существующих научно-производственных предприятий «Сапсан» и «Гелиймаш». Планируется организовать контрактную сборку легких и среднетоннажных грузовиков (FIAT, RENAULT, HYUNDAI, CHRYSLER). Для обслуживания будущей застройки сохранится и реконструируется ТЭЦ ЗИЛ. По проекту жилая зона не будет плотно примыкать к производственным объектам, поэтому такое соседство не повлияет на привлекательность проектов»
Софья Лебедева, «МИЭЛЬ-Новостройки»
Дата публикации 28 ноября 2014