Александр Хрусталев, председатель совета директоров «НДВ Групп», в рамках конференции «Девелопмент 2015: точки изменений», организованной ИД «Коммерсантъ», рассказал порталу Novostroy-M.ru о том, почему владеть автомобилем в Москве станет сложнее.
Заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что в Москве продолжится работа по косвенному ограничению прав владения автомобилем. Как вы считаете, это действительно необходимо?
Считаю данное решение правильным и своевременным. Еще в 2013 году в Москве ввели платную парковку внутри Бульварного кольца, затем расширили ее до Садового, а теперь и до ТТК. В итоге сейчас гораздо проще перемещаться по городу на автомобиле.
Заметно, что Москва следует мировым трендам – многие столицы уже успешно борются с загруженностью дорог. Причем важно, что право на владение автомобилем ограничивают экономически, никаких прямых запретов нет. Хотите попасть в город? Не вопрос, просто заплатите. Это абсолютно нормально, потому что благодаря таким ограничительным мерам, например, экологическая ситуация в Лондоне совершенно другая, чем здесь у нас.
Ну у нас и люди другие. Для русских важен сам факт владения автомобилем.
Владейте, никаких проблем нет. Но будьте готовы платить за это. Например, я возле своего офиса на Трубной арендую машиноместа, за каждое плачу 800 долларов в месяц. Если не может человек платить, пусть устраивается на работу туда, где можно бесплатно припарковать автомобиль. Либо ездит на общественном транспорте – метро, автобусе и т.д.
Уже сегодня в Москве возрастает роль общественного транспорта. Вместе с этим город должен повышать его уровень, чтобы, к примеру, были не допотопные автобусы, в которых дует ветер отовсюду, а чистые, комфортные, как во многих мировых столицах. К счастью, работа в этом направлении ведется, взгляните на Москву трехлетней давности и сегодняшнюю – разница очевидна.
Сегодня ведутся разговоры о том, что необходимо сокращать действующие нормативы по обеспеченности жилых комплексов машиноместами. Насколько обосновано данное требование?
Я полностью с этим согласен, потому что в Москве за основу была взята модель, по-моему, Сеула. Там количество машиномест на человека максимальное, для этого был построен целый подземный город. Но и цена квадратного метра недвижимости в Сеуле – 7-9 тыс. долларов, поэтому они могут себе позволить большие паркинги.
Однако Сеул уже пошел по пути Лондона – сократилось количество машиномест, возросла роль общественного транспорта, появились выделенные полосы и т.д. Просто сначала вектор был один (и это, наверное, было необходимо, так как парковок вообще не было), но потом ситуация изменилась, и город стал развиваться в ином направлении.
Власти Москвы говорят о том, что приоритетные районы застройки – вокруг транспортных магистралей. Разве другие локации не нуждаются в развитии?
Почему привязывают масштабные микрорайоны к транспортным магистралям? Потому что по этим магистралям можно легко уехать в другие районы города. А если строить где-то в «спальнике», где проезд достаточно узкий, ситуация с пробками еще больше усугубится.
Что такое микрорайон, где 5000 квартир? Это около 5000 автомобилей и 15000 жителей. Ранее концепция развития Москвы была другой – вернее, ее как таковой не было. Существовал генплан, утвержденный в 1960-х годах, по которому районы застраивались жильем. Никто не думал о транспортной доступности, перспективах увеличения нагрузки на дороги и т.д. Сейчас ситуация изменилась, поэтому жилье привязывается к транспортным развязкам. Главное, не перегрузить эти артерии.
Большая доля спроса на жилье сместилась из Москвы в Подмосковье, когда ситуация изменится?
Чтобы жилье продавалось, необходимо обеспечить комфортное проживание. Да, действительно, за последние 2-3 года сильно сместился спрос в область, однако это временное явление. Мы проводим консультации по многим площадкам и в Москве, и в Подмосковье, и через год-два столица вернет пальму первенства по объему продаж и вводу жилья. За последние несколько лет город частично решил многие проблемы, в том числе связанные с транспортной инфраструктурой. Москва стала комфортным местом, где можно жить, работать и отдыхать.
Дата публикации 24 июня 2015