Алексей Зубик, коммерческий директор компании BSA, рассказал порталу Новострой-М о том, как сегодня обстоят дела с паркингами и машино-местами на рынке недвижимости Подмосковья и что ждет этот сегмент недвижимости в ближайшем будущем.
Как сегодня обстоит ситуация с машино-местами на первичном рынке области? Достаточно ли их?
На сегодняшний день машино-мест на первичном рынке Московской области более чем достаточно. Если жилье в условном ЖК будет раскуплено на 100%, то доля купленных парковочных мест едва составит 40%, поэтому дефицита парковочных мест при новостройках для стоянки личного транспорта в области нет.
Каковы нормативы для машино-мест в новостройках?
Количество машино-мест для каждого жилого комплекса рассчитывается индивидуально, и зависит от множества факторов: классности объекта, его месторасположения, количества жильцов, которое он в себя вмещает и т.д. Этот расчет первоначально производится проектировщиком при подготовке проекта здания, поскольку застройщики обязаны обеспечить свои ЖК парковками. Далее проводится экспертиза проекта и его утверждение, и по итогам этих процедур в разрешительных документах четко фиксируется определенное количество машино-мест. На протяжении всего периода строительства надзорные органы, помимо прочего, следят и за тем, чтобы застройщик не занизил число парковочных мест. Если же приводить конкретные цифры, то для каждого сегмента жилой недвижимости существуют свои коэффициенты расчета парковочных мест, которые более-менее едины для всех застройщиков. Для жилья эконом- и комфорт-класса он составляет 0.5 машино-места на 1 квартиру, для домов бизнес-класса и элит-класса, расположенных не в престижном районе полагается 1 парковочное место на квартиру, а в самых элитных жилых комплексах парковки строятся с расчетом 1.5 – 1.7 машино-места на квартиру.
Московским застройщикам в силу дефицита земли приходится строить подземные паркинги, а какие парковки предпочитают строить подмосковные застройщики? Ведь в области с землей дела обстоят лучше.
В Подмосковье дела со свободной землей действительно обстоят куда лучше, чем в столице, и там наибольшей популярностью пользуются надземные паркинги открытого типа. Они гораздо дешевле в строительстве, поскольку застройщику не приходится тратить лишние средства на проведение работ, но по вместимости почти уступают своим подземным аналогам.
Покупают ли сегодня машино-места клиенты или все же предпочитают бросать своих «железных коней» на гостевых (бесплатных) стоянках?
На сегодняшний день клиенты в основном не покупают машино-места. Это связано с тем, что очень многие граждане покупают квартиры либо на сэкономленные деньги, либо в ипотеку, и у них просто не остается средств для того чтобы купить парковочное место. Я хотел бы отдельно подчеркнуть, что наличие лишних средств не означает то, что покупатель сразу решится на покупку машино-места. Скорее он потратит эти деньги на улучшение жилищных условий – вряд ли кто-то предпочтет стоянку дополнительным квадратным метрам. Машину можно оставить и на бесплатной стоянке, и на тротуаре, и в чужом дворе – пускай это будет не так комфортно, зато это бесплатно, а лишние метры жилья никогда не будут лишними. Поэтому спрос на парковочные места остается на достаточно низком уровне и граждане предпочитают парковаться на свободной территории.
Как обстоят дела с культурой? Паркуются ли люди до сих пор на газонах и тротуарах или управляющие компании строго следят за этим?
С культурой, к сожалению, дела обстоят не лучшим образом. Улиц и бесплатных парковок на всех граждан не хватает, и никогда не хватит, поскольку количество автомобилистов неуклонно растет с каждым годом. Управляющие компании, увы, никак не занимаются этой проблемой и не следят за тем, где паркуются водители. УК будет следить за этим только в том случае, если, в доме, за который они отвечают, существует система «закрытый двор». Но даже в этом случае они не смогут помешать заехавшему транспорту встать на стоянку, поскольку по закону на придомовой территории обязаны быть парковки, и граждане имеют полное право на них останавливаться. Единственное, что они могут сделать – это четко следить за тем, чтобы никто на личном автомобиле не проезжал на закрытую территорию. Другими словами – они могут не пустить, но не могут запретить.
Какие паркинги популярны: наземные многоуровневые или плоскостные?
Наиболее популярны среди застройщиков плоскостные паркинги, поскольку они самые дешевые при строительстве – компании необходимо лишь разровнять землю, заасфальтировать ее и разлиновать. Однако далеко не всегда подобный тип парковки возможно построить, в виду того, что они требуют большое количество свободной земли, поэтому наиболее распространенными все равно остаются многоуровневые парковки – они компактны, дешевы в производстве и вмещают много машин.
Сколько сегодня стоит место для авто?
Подземный паркинг в ближайшем Подмосковье стоит от 500 тыс. рублей до миллиона.
Если же говорить о многоуровневых парковках – то здесь ценник ниже и можно найти машино-место за 300 тыс. рублей (особенно на верхних уровнях).
Как продаются машино-места – по ДДУ или другому виду договора? Можно ли их купить в ипотеку или рассрочку?
Машино-места в строящихся объектах продаются по ДДУ. Если застройщик озадачился вопросом аккредитации в банках, в которых есть ипотечные программы для покупки парковочного места, то возможна оплата в ипотеку. Но более популярным способом оплаты является все-же рассрочка. Также стоит отметить, что многие застройщики запускают маркетинговые акции, при которых при покупке квартиры машино-место предоставляется в подарок.
Когда покупают машино-места – в начале реализации проекта или ближе к концу? Вместе с квартирой?
Машино-места активнее всего продаются как правило ближе к моменту ввода объекта в эксплуатацию. Это связано с тем, что клиенты, которые приобретают квартиры на ранних стадиях строительства, за то время, что идет процесс возведения объекта, успевают скопить сумму, необходимую для покупки парковочного места, именно поэтому пик продаж приходится именно на это время.
Изменится ли как-то в будущем сегмент машино-мест? В Москве людей активно пересаживают на общественный транспорт, но в области без машины жить непросто – нужно ли там больше парковок?
Несмотря на то, что в области свободной земли гораздо больше, чем в Москве, стоит помнить, что она тоже не бесконечная. Когда комплексная застройка микрорайонов закончится, закончится и свободное место для строительства парковок, т.к. есть смысл строить их исключительно рядом с жилыми комплексами. Едва ли кому-то понравится ставить машину вдали от своего дома и после тяжелого рабочего дня еще добираться до него пешком. Поэтому строительство плоскостных парковок станет скорее исключением, чем правилом, а многоуровневые паркинги окончательно закрепят свое лидерство. Более того, в некоторых городах и районах, где плотность застройки будет превышать среднюю по Подмосковью, возможно и строительство подземных паркингов, так как проблема нехватки свободной земли в любом случае рано или поздно скажется и на Московской области.
Читайте также другие материалы Алексея Зубика на нашем сайте:
«Застройщики не будут повышать цены после 1 июля, возможности для роста стоимости жилья нет»
«Покупатели готовы сэкономить на качестве жизни в угоду квадратным метрам»
«Цены на рынке недвижимости достигли минимума, квартиры продаются почти по себестоимости»
Дата публикации 03 мая 2018