Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», рассказала Novostroy-M.ru о том, в чем разница между частной и государственной управляющей компанией и почему лицензирование УК необходимо сегодня рынку ЖКХ.
Светлана Викторовна, как бы вы охарактеризовали отрасль управляющих компаний в Московском регионе? Положительно или отрицательно?
В Москве и, в особенности, в Подмосковье, наверное, самое большое количество управляющих компаний. Однако эти субъекты нельзя сравнивать - развитие управления многоквартирными домами здесь шло разными путями. В Москве преобладают компании, которые раньше были ЖЭКами, затем они стали акционерными обществами со 100% участием города Москвы, а в Подмосковье в основном рынок представлен частными управляющими компаниями. В области, конечно, остались и МУПы, но их не так много.
Насколько хорош тот или иной вариант - вопрос дискуссионный. Конечно, в Москве не было вопиющих случаев, как в Подмосковье, когда частные управляющие компании собирали платежи с граждан, в том числе за коммунальные ресурсы, и исчезали в неизвестном направлении. Подобный случай произошел пару лет назад в Сергиево-Посадском районе. Там это привело к банкротству русурсоснабжающих организаций.
Сегодня много говорится о лицензировании компаний. На ваш взгляд, действительно ли оно необходимо сейчас? Поможет ли оно отсечь недобросовестные компании?
Я с самого начала поддерживала идею о лицензировании по той простой причине, что собственник, к сожалению, не способен противостоять недобросовестным компаниям, у которых штат юристов с необходимым набором знаний.
Собственник остается с ними один на один, и даже если он недоволен работой компании и хочет ее сменить, ему очень трудно с ней бороться. Поэтому, конечно, у государства должны быть какие-то рычаги по удалению с рынка тех компаний, которые совсем «зарвались».
Известно ли уже сейчас, сколько компаний не прошли лицензирование?
Около 13% действующих компаний не получили лицензию на управление. Но я хочу сказать, что за это время появилось очень много новых, так называемых, «нулевых» компаний. У них нет опыта управления многоквартирными домами. Это как раз клоны тех старых компаний, которые не прошли лицензирование.
Все это породило не очень хорошую ситуацию, потому что те, кто не хотел идти на лицензирование, накопили серьезные долги перед ресурсоснабжающими организациями, перед подрядчиками. И теперь после того, как они самоликвидировались, совершенно непонятно, с кого все-таки собирать эти долги?
ЖКХ - больная тема для общества. На ваш взгляд, что необходимо решить в этой области, чтобы уменьшить количество жалоб и на управляющие компании, и в целом на эту сферу?
Если говорить об управлении многоквартирными домами, то давайте обратимся к прошлому. Мы все оказались заложниками этой массовой приватизации в 90-е годы, когда все приватизировали квартиры, но никто не думал, что это не только преимущество стать собственником, но и обязанность по содержанию своего имущества. Но, наверное, мы с этим уже ничего не сделаем, обратно колесо истории уже не повернуть.
Вторая большая проблема заключается в том, что сейчас постоянно усиливается ответственность управляющих компаний за ненадлежащее управление, но параллельно должна усиливаться ответственность собственника. А этого не происходит. Например, если собственник не платит, если он ненадлежащим образом заботится о своем имуществе, если он живет, в конце концов, за счет соседей - сделать с ним ничего нельзя. Это проблема.
Третий вопрос заключается в том, что мы никак не можем решить, что такое управление многоквартирными домами - это бизнес или обязанность государства? Если это бизнес, мы должны платить столько, сколько это стоит, т.к. чаще всего мы платим меньше, и этих денег не хватает на то, чтобы обслуживать дома и осуществлять все виды работ, которые прописаны в постановлении №290.
Напротив - мы видим, что государство все больше и больше вмешивается в этот процесс. Например, не секрет, что очень часто расценки на управление многоквартирными домами в муниципалитетах устанавливаются без всякого расчета - никто не задумывается о том, сколько это на самом деле стоит. Просто орган местного самоуправления назначает какую-то цену для своих квартир, а управляющие компании подстраиваются под них.
Понятно, зачем это делает орган местного самоуправления - чтобы набрать себе «очки» перед выборами, а вот как на самом деле будет обслуживаться тот дом, никого не интересует. Получается как в старом советском анекдоте: «они делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем». И в таких условиях управляющие компании не могут не жульничать (брать деньги за полный пакет работ, а проводить только самые необходимые), иначе они обанкротятся.
Дата публикации 15 июля 2015