За год количество новостроек, при покупке которых девелоперы готовы предоставить скидку, сократилось в старых границах Москвы почти на четверть. По данным аналитиков «Инком-Недвижимость», это может привести к тому, что покупатели, ограниченные в средствах, начнут гораздо чаще выбирать квартиры в ТиНАО и Московской области. При том, что и там количество новостроек с дисконтом значительно уменьшилось по сравнению с 2018 годом.
Возможности получить дисконт на «первичке» столичного региона стремительно сокращаются. Так, за год число старомосковских новостроек, в которых предоставляются скидки, снизилось почти на четверть: с 66% до 42%.
Еще более серьезной отрицательной динамикой отличились проекты в ТиНАО: если осенью 2018-го на дисконт можно было рассчитывать в 68% ЖК, то сегодня скидку готовы предоставить только в 32% новостроек. Почти такое же значительное уменьшение доли проектов с дисконтом зафиксировано в Подмосковье: с 84% до нынешних 50%.
Средний размер скидки не изменился только в старых границах Москвы: как и годом ранее, здесь он составляет 4%. В остальных локациях дисконт стал вдвое меньше: в ЖК, расположенных на присоединенных территориях, он равен 2% против 4% в 2018-м, в подмосковных проектах – 4% против 9%.
Ощутимо сократился и размер максимальных скидок: так, в прежних границах Москвы он снизился на 2 п.п., до 15%, в ТиНАО – на 5 п.п., до 5%, а в области – на 1 п.п., до 19%.
«Тот факт, что при ослаблении спроса застройщики продолжают уменьшать размер дисконта и масштаб его распространения, говорит о том, что их устраивают сегодняшние показатели реализации жилья, – комментирует руководитель Аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. – Очевидно, общий объем сделок все еще остается на достаточно высоком уровне для выполнения планов продаж. Лакмусовой бумажкой станет предновогодняя пора: если в декабре девелоперы не начнут предлагать покупателям заметные послабления, значит, пока они чувствуют себя уверенно».
Вместе с тем специалисты компании допускают изменения конъюнктуры первичного рынка в краткосрочной перспективе.
Заместитель директора Департамента новостроек «Инком-Недвижимость» Валерий Кочетков прогнозирует два возможных варианта развития событий: «По сравнению с пиковыми значениями в летний период нынешняя покупательская активность снизилась на 15%.
Банки анонсируют дальнейшее сокращение ипотечных ставок, но не оговаривают срок, тем самым переводя клиентов в режим ожидания, которое не может длиться вечно. Таким образом, в зависимости от того, у кого раньше сдадут нервы, вероятны два сценария.
Первый заключается в том, что застройщики, не дожидаясь возвращения спроса на ожидаемый уровень, могут увеличить размер скидок в несколько раз до средних показателей 6-7% для Москвы, 5-6% для ТиНАО и 8-10% для Подмосковья. При втором сценарии необходимость решить остро стоящий жилищный вопрос вернет покупателя на рынок, но его предпочтения несколько трансформируются.
Поскольку платежеспособность населения по-прежнему находится на минимальном уровне, а предпосылок к существенному росту доходов пока нет, можно предположить, что порядка 40% покупателей предпочтут подмосковные ЖК, 25% клиентов выберут новостройки в Новой Москве и лишь 35% останутся в столице.
В пользу такой рокировки может сыграть и развитие транспортной системы Московской области: открытие МЦД способно повысить спрос в проектах, расположенных в пешей доступности от станций, на 30-35%. При реализации второго сценария очевидно, что дисконтная политика в столице станет более агрессивной, а во многих ЖК скидки превысят рубеж в 10%».
Помимо непосредственно дисконта, влияющего на конечную стоимость квартиры, застройщики предлагают клиентам бонусные программы. К уже привычным бонусам можно отнести ремонт в подарок, скидку на машино-место, сертификат в магазин мебели или абонемент в фитнес-клуб.
«Также набирает популярность программа обратного выкупа жилья, – говорит Валерий Кочетков. – Она дает покупателю возможность приобрести квартиру в доме на начальном этапе строительства, а затем, после сдачи объекта в эксплуатацию, девелопер выкупает ее обратно по более высокой цене.
Таким образом, доход клиента может достигать 10%. В целом, значимость бонусов и специальных предложений на рынке новостроек продолжает расти. Я бы сказал, что в проектах, где применяется широкая линейка маркетинговых инструментов, показатели продаж в среднем на 35% выше, чем в ЖК, где есть только скидки».
Читайте также
Долги растут: покупатели жилья увеличили размеры ипотечных займов
Недорогих новостроек в Москве стало больше, но они подорожали: итоги III квартала
Дата публикации 14 ноября 2019