Художник Никас Сафронов рассказал порталу Novostroy-M.ru о своем доме, о стиле интерьеров, необычных вещах и мебели, и о том, почему он выбрал именно их.
Никас, где вы сейчас живете в Москве?
В 2000 году я купил несколько помещений в историческом доме в Брюсовом переулке. Здесь я живу, принимаю гостей и клиентов. Тут же находится моя студия. И есть еще небольшая мастерская на Малой Грузинской улице.
Почему вы выбрали именно это место?
Мне здесь понравилось. Я искал довольно долго, рассматривал разные варианты, иногда очень интересные, например, замечательный новый комплекс напротив Белого дома, около посольства Великобритании. Но в Брюсовом мне понравилась особая атмосфера места, она совпала с моим внутренним ощущением.
Я всегда считал, что человек, имеющий достаточно средств, должен осознанно выбирать город, в котором будет жить. А что такое город вокруг дома? Если из окна виден Биг-Бен или Эйфелева башня – это Лондон или Париж. У каждого города есть символы. Я живу с видом на Кремль, на Новый Арбат, на главное здание МГУ, гостиницу «Украина». Я любуюсь этими панорамами и рисовал их множество раз. Как художнику, мне это очень важно, а как москвичу мне приятно сказать своим гостям: «Это Москва».
Кроме того, я живу в историческом здании. Дом был построен в 1928 году по инициативе Станиславского архитектором Щусевым для артистов МХАТа. Здесь жили Годунов и Е. Гельцер, Качалов с Литовцевой, Москвин с Л. Гельцер, Леонидов. На некоторое время останавливался даже Есенин с Айседорой Дункан.
А прямо рядом с домом находится церковь Воскресения на Успенском Вражке. Я человек верующий, по отцу из рода священников – мне такое соседство очень нравится. Здесь же поблизости Дом музыки, консерватория. Другими словами, все, что мне нужно, расположено в пешей доступности.
Не смущает ли вас экология в центре?
Экология не смущает. Я думаю, что это одно из лучших мест в центре. По переулку проезжает мало машин, недалеко находится Тверской бульвар.
Расскажите о вашем жилище. В каком стиле оформлены интерьеры?
Свои помещения я разделил на несколько зон. Интерьер верхнего этажа в стиле хай-тек, самом подходящем для квартиры с большими окнами. Оттуда открывается великолепная панорама на город. Для меня это одновременно и студия, там я иногда работаю, в основном над портретами официальных лиц. В этом интерьере и я, и мои клиенты всегда чувствуем себя свободно.
Ниже – две автономные спальни с уборными и ванными, небольшая кухня, кабинет, библиотека и терраса с живыми растениями. Эти комнаты оформлены в готическом стиле, но вполне приспособлены для жизни. Они предназначены для приема моих друзей и VIP-гостей. У меня бывали известные люди: голливудские звезды, бизнесмены, политики, в том числе главы государств.
Почему именно готика? Я всегда любил это направление в искусстве и архитектуре. Есть семейное предание о том, что в моем роду были кентерберийские монахи, возможно что-то у меня в крови. А может быть, ранние впечатления: когда-то меня поразили «Озорные рассказы» Бальзака, я увлекся литературой о рыцарях, рисовал замки везде, даже на партах, вырезал из гипса крепость во всех деталях вплоть до бойниц. Эти образы со мной с детства. И когда я начал зарабатывать деньги, я попытался осуществить детские мечты в своей квартире.
Я собрал много мебели и вещей ручной работы, все они сделаны с любовью, имеют долгую историю. Некоторым предметам по 500-600 лет, например, на террасе есть каменный столик XVI века, который стоял напротив предполагаемого домика Джульетты. Есть фрагмент портала из храма в Вероне, английская клетка для птиц XIX столетия. Даже полы покрыты материалами полуторавековой давности. Мне не хотелось уезжать из России, и я привез готику сюда, в Москву. Создал собственную атмосферу, это моя маленькая крепость, мой замок.
Еще ниже – помещения, где я принимаю посетителей, где живу, ем и сплю. Там царит эклектика, мне интересно сочетать вещи разных эпох, это по-особенному «вкусно», в эклектике можно добиться особой гармонии. Обстановка квартиры помогает мне работать, глядя на вещи, которые создавали другие матера, я вдохновляюсь, настраиваюсь на творческий лад.
Расскажите, пожалуйста, о необычных предметах.
Я собирал интерьер долго, покупал вещи на аукционах, выставках, в разных магазинах. Это заняло четыре года. В готических интерьерах практически вся мебель – антиквариат, большая часть которого относится к XVII веку. К шкуре медведя, это, разумеется, не относится, шкуры так долго не живут.
Мое главное сокровище – библиотека, особенно в той ее части, где собраны старые и старинные книги. Часть из них – интерьерные, ими приятно владеть, другие я читаю и перечитываю: разные издания библии, сказки, исторические романы и хроники. А самая важная часть – это рабочие книги, книги с иллюстрациями, которые я использую для творчества, для вдохновения.
Расскажите, пожалуйста, более подробно о небольшой кухне в готических интерьерах. Откуда там мебель, посуда?
Современная кухня – это сложный интерьер, это продукт цивилизации, и я не собирался воссоздавать в московской квартире кухню XV века, это было бы попросту негигиенично. Конечно, у меня есть водопровод, газ, вся нужная техника. И, естественно, вмонтировать все это в антикварную мебель невозможно. Поэтому кухня, наряду с уборными, это в большей степени стилизация. Я заказал шкафы и панели, используя аутентичные эскизы французской и английской кухонной мебели того же периода – XVII-XVIII вв. (процесс приготовления пищи того времени уже можно сравнить с современным).
А вот наполнение кухни отдельными предметами создало впечатление достоверности. Вся мелкая утварь собрана по аукционам и антикварным лавкам, ей действительно пользовались реальные люди, она хранит аромат эпохи. Посуду в быту я предпочитаю современную из тех же технически-гигиенических соображений.
Часто ли вы пользуетесь кухней?
Конкретно «готической» кухней, конечно, не часто. В квартире, где я непосредственно живу, то есть этажом ниже, есть кухня вполне современная, ею пользуюсь и я, и моя экономка.
Кто расписывал интерьеры? Вы сами?
Да, я люблю живопись на стенах и потолках, это создает эффект погружения в новое пространство, раздвигает границы. Задолго до того, как у меня появилась возможность расписать стены, да и до того, как сами эти стены появились, я уже представлял, что хочу увидеть. В спальне, например, уместны прерафаэлиты с их романтизацией средневековых образов, а в каминном зале – более жесткое средневековье, «сцены быта крестьян и феодалов», как сказали бы в советской школе.
Конечно, я понимал, что хочу увидеть, руководил и контролировал работы, но такой объем росписи, какой я задумал, потребовал бы слишком много времени, и поэтому роспись я заказал. Частично она воспроизводит конкретные прототипы, увеличенные или адаптированные под интерьер, частично сделана по оригинальным современным эскизам.
Сами ли вы создавали интерьер или пользовались помощью дизайнеров?
Безусловно, без помощи дизайнеров в современном интерьере не обойтись. Я уверен и придерживаюсь этого правила в своей жизни, что профессионализм важен и необходим в каждом деле. Я не оформитель интерьеров, я живописец. Я не могу предусмотреть все нюансы оформления квартиры, я понимаю, что каждый раз мне придется изобретать велосипед, тогда как «специально обученные люди» сделают все быстро и правильно. Если бы я хотел поэкспериментировать или набраться опыта, тогда другое дело, но я не собираюсь быть дизайнером. Хотя после одиннадцатилетнего ремонта, наверное, мог бы давать мастер-классы.
Я обращался к профессионалам и прислушивался к их мнению, даже если, на первый взгляд, оно казалось мне спорным. Очень многое в современном доме продиктовано технологиями, материалами, а я ведь поклонник, так сказать, «старых мастеров», я пишу маслом на холсте и не знаю, какой должна быть «шпатлевка для внешних работ», особенно в нашем климате. Поэтому и сам обращаюсь к профессионалам, и вам советую.
Принимали ли участие в оформлении дома близкие люди?
Разумеется, когда ремонт длится так долго, каждый хочет дать совет. Мои друзья и родственники не исключение. Я наслушался разных мнений, безусловно, не без пользы. Что-то мне дарили, и я включал эти подарки в свой интерьер. Но все-таки я создавал собственный мир, принимал только то, что было мне созвучно. Поэтому не могу сказать: вот этот угол создан тем-то, а тот тем-то. Как я уже говорил, это моя крепость.
А сейчас вы что-то еще меняете?
Я не стремился специально создать музейный интерьер. В своих помещениях я живу и работаю, появляются новые вещи, комнаты обживаются, мебель притирается. Но в целом атмосфера и оформление выверены и продуманы. Я работал над ними достаточно времени, чтобы теперь меня все устраивало. Есть, конечно, планы расписать изнутри лифтовую шахту на верхний этаж, потому что кабина лифта у меня прозрачная. Но это детали.
Полностью ли вы воплотили в этой квартире свои мечты?
Для того, чтобы полностью воплотить свои мечты, мне понадобился бы полноценный замок. Но, в общем, я отразил в своих интерьерах то, что хотел отразить. Конечно, меня порадовал бы подъемный мост и вертолетная площадка на крыше хай-тех этажа, но я стараюсь держать себя в руках.
Чем вам нравится Москва, почему вы живете именно здесь?
Я горжусь тем, что я русский, что живу в России, в Москве. Я люблю свой город, свою страну, и не собираюсь никуда уезжать. Хотя у меня много галерей на Западе, и почти в ста музеях мира находятся мои картины, и восемьдесят процентов своих денег я зарабатываю за рубежом, жить я хочу и буду именно здесь. Здесь мои друзья и родные, мой язык, моя культура.
Каким вы видите будущее своей квартиры?
Это уже почти музей. И когда-нибудь я подарю его Москве, стране, народу.
Между прочим:
Читайте также о том, почему вокалист, выступающий с музыкантами группы «Белый орел», Сергей Вертинский, выбрал лофт.
Дата публикации 12 мая 2015