В сегменте московских новостроек бизнес-класса наметился новый тренд. Выяснилось, что покупатели апартаментов моложе, работоспособнее и более требовательны к архитектурной концепции проекта, чем покупатели квартир.
При этом обе группы покупателей объединяет требование к локации проживания: опрошенные оказались не готовы менять район. К таким выводам пришли специалисты девелоперской компании ASTERUS, которая провела масштабное исследование рынка.
С целью проработки и описания портрета покупателя апартаментов и квартир девелопер ASTERUS подготовил аналитический отчет, составленный на основе сделок 17 проектов апартаментов для постоянного проживания и 30 жилых комплексов бизнес-класса. Большинство объектов находятся в пределах Третьего транспортного кольца, несколько проектов реализуются у МКАД. Аналитики обработали: 1 773 анкеты покупателей и заинтересованных в покупке апартаментов клиентов, 15 963 анкеты покупателей и потенциальных покупателей квартир, а также опросили 25 брокеров и рассмотрели зарегистрированные сделки по ДДУ. Собранная информация позволила максимально достоверно описать различия и сходства аудиторий апартаментов и квартир.
Выяснилось, что апартаменты приобретают чаще всего семейные люди (возрастом около 35 лет). Это сотрудники крупных компаний на ведущих должностях с общим доходом от 200 тыс. рублей в месяц.
Большинство участников опроса (55%) отметили, что готовы сразу оплатить покупку апартамента 100% платежом. Они предпочитают лоты площадью до 45 кв. метров, а при выборе проекта обращают внимание прежде всего на транспортную доступность, привычный район проживания, архитектурный облик и точки притяжения на внутренней территории комплекса.
Молодые и работоспособные
Покупатели апартаментов примерно на 8 лет моложе тех, кто выбирает квартиры для постоянного проживания: их средний возраст — 35 лет, тогда как средний возраст покупателя квартир — 43 года. Возрастное ядро (57%) покупателей апартаментов приходится на категорию от 20 до 41 года. В сегменте квартир – 84% от 31 до 51 года.
«Апартаменты бизнес-класса покупают молодые, нацеленные на карьерное развитие управленцы в крупных коммерческих структурах, большую часть времени они посвящают работе. Их минимальный ежемесячный доход составляет 200 тыс. рублей, а в среднем супружеская пара, которая приобретает апартаменты бизнес-класса, зарабатывает 350 тыс. рублей. В связи с тем, что покупатель квартир бизнес-класса занимает более высокую должность ─ руководитель департамента или топ-менеджер, то и его средний доход на 150 тыс. рублей больше и на семью составляет 500 тыс. рублей в месяц»
Вера Стефан, коммерческий директор ASTERUS
При этом 55% покупателей апартаментов готовы выплатить 100% стоимость лота, тогда как среди покупателей квартир намерение приобрести недвижимость без использования ипотеки декларируют только 48% респондентов.
Стиль жизни определяет выбор недвижимости
Только каждый второй покупатель апартаментов бизнес-класса отметил, что у него есть дети. При этом у 54% семейных респондентов только один ребенок, чаще всего дошкольник. 70% покупателей квартир бизнес-класса — семейные люди с детьми. Наличие ребенка (и его возраст) определяет актуальность нахождения в шаговой доступности детских садов и школ (предпочтение специализированным, с углубленным изучением разных предметов), детских развивающих центров и поликлиник.
В этом отношении покупатель апартаментов чувствует себя свободнее, чем покупатель квартир.
Самая востребованная площадь лотов апартаментов — это 30-45 кв. м в формате студии или с европланировкой. Бюджет покупки ─ до 12 млн рублей. По сути, это пространство, где покупатель апартаментов бизнес-класса проводит свободное от работы время. Эта аудитория не готова переплачивать за метры в жилом пространстве, чтобы хранить, например, спортивный инвентарь. Для таких целей приобретают кладовые, квадратный метр которых по цене доступнее. Если в апартаментах живет семейная пара или семья с ребенком, то они с удовольствием используют коворкинги на территории апарт-комплекса для решения рабочих задач.
В противовес им покупатели квартир бизнес-класса выбирают жилье большей площади — от 60 до 80 кв. м, стоимостью от 15 млн рублей. Для них важны вид из окна и наличие балконов и лоджий, оптимальное количество санузлов, высота потолка 3 м — то, за что покупатели апартаментов переплачивать не будут.
«Концепция проекта чаще влияет на окончательное решение о покупке в сегменте апарт-комплексов, чем в жилых объектах: 10% и 4%, соответственно. Если жители квартир акцентируют внимание на наличии объектов инфраструктуры — магазины, аптеки, салоны красоты и стоматологии, — то в апарт-комплексах дополнительно к этому смотрят еще и на дизайн объекта, плотность застройки и организацию пространства. В планах нашей компании расширение вариантов предложений для покупателей. Мы получаем массу запросов на небольшие по метражу лоты и обсуждаем возможность строительства апартаментов в жилом районе ÁLIA»
Вера Стефан, коммерческий директор ASTERUS
Транспортная доступность и архитектурные решения vs комфортное окружение
Приоритеты для покупателя апартаментов — это транспортная доступность и свобода передвижения. В сравнении с ними покупатели квартир больше ценят местоположение проекта, его комфортное и экологичное окружение: парки, зоны отдыха, торговые комплексы и объекты культуры.
О необходимости паркинга в жилых проектах говорят 70% покупателей квартир, а в комплексе апартаментов – только 60%.
Адрес покупателя
Превалирующая доля потенциальных покупателей апартаментов бизнес-класса (70%) москвичи, для которых важно улучшение жилищных условий, а не получение прописки. При этом 62% из них проживают в том же районе, где планируют купить новое жилье. Консервативно к изменению адреса относятся и те, кто вкладывают деньги в квартиры, — 68% респондентов не готовы переехать в другой район. Жилье меняют, чтобы расширить площадь или повысить статус недвижимости.
«Апартаменты дают возможность приобрести недвижимость в более молодом возрасте (начиная с 20 лет). Молодежь выбирает качество проекта и его инфраструктуру, точки притяжения внутри комплекса, архитектурные решения, практичные и эргономичные планировки, а также удобную транспортную доступность»
Вера Стефан, коммерческий директор ASTERUS
Цели покупки
Что касается целей покупки, то сегодня на рынке новостроек в сегменте апартаментов тренд следующий: 45% аудитории покупают апартаменты для собственного проживания, 27% приобретают жилье для детей или родителей, а 28% сделок совершается с инвестиционной целью. Независимые эксперты подтверждают эти тренды своими наблюдениями.
«Еще несколько лет назад апартаменты в основном приобретали инвесторы, предполагая в дальнейшем сдавать их в аренду. В сегменте нередки были оптовые сделки, при которых покупатели приобретали по десять соседних лотов, чаще на одном этаже, чтобы организовать в них мини-отели, качественные хостелы или фотостудии, если объекты располагались в зданиях с впечатляющими видовыми характеристиками.
Сегодня проекты апарт-комплексов не только не уступают жилым, но зачастую и превосходят их по своим характеристикам. Поэтому покупатели, которым не так важны формальности в виде возможности регистрации по месту жительства, и останавливают свой выбор на апартаментах, где жить – красиво и удобно»
Светлана Бардина, коммерческий директор девелоперской группы компаний .Center («Точка Центр»)
Читайте также:
В СЗАО создается новый деловой кластер. Сколько стоят новостройки рядом с «Ростех Сити»?
Разбираем по пунктам: как строительная отрасль адаптируется к новым условиям
Автор: эксперты компании ASTERUS
Дата публикации 18 марта 2022