Для онлайн-регистрации перехода права собственности необходимо иметь электронную цифровую подпись. О том, какой она бывает и почему дистанционное оформление сделок с жильем, без посещения МФЦ или Росреестра, – это безопасно, удобно и современно, рассказывает Новострой-М.
Какие сделки можно оформить электронно
Всё, что нужно знать об ЭЦП для Росреестра
Электронная регистрация: пошаговая инструкция
Любая сделка с жильем, будь то покупка, дарение или обмен, считается свершившейся с момента регистрации перехода права собственности от одного владельца к другому.
В РФ существует Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), куда поступает и хранится информация обо всех квартирах, домах и земельных участках, расположенных на территории государства. Учет ведет Росреестр, который фиксирует данные об объектах недвижимости на основании договоров купли-продажи, дарения или ДДУ. И как только официальный документ вносится в реестр, переход права собственности считается состоявшимся.
Для переоформления недвижимости нужно собрать полный пакет документов и направить его вместе с заявлением в Росреестр. Сделать это можно как в самом ведомстве, так и в МФЦ. А можно совершить «ход конем» и подать документы в электронном виде при помощи интернета.
Участникам цифровой сделки не нужно никуда ходить. Почти всё можно оформить онлайн: дарение, куплю-продажу, ипотеку. Практикуется и заключение договоров долевого участия с электронной цифровой подписью: например, на первичном рынке жилья уже есть опыт проведения трехсторонних электронных сделок с привлечением ипотечного кредита.
В большинстве новостроек Московского региона есть возможность проведения сделки удаленно, для чего нужна электронная подпись. Подберите подходящий объект в Москве, Новой Москве или Подмосковье.
Кстати, с помощью УКЭП можно также наложить запрет на действия с объектом недвижимости без личного участия собственника.
Собственник (физическое лицо) может действовать самостоятельно или воспользоваться услугами посредника – нотариуса, банка, застройщика или агентства недвижимости. Но без чего он точно не сможет обойтись, так это без специальной подписи для Росреестра.
Речь идет о квалифицированной электронной подписи (КЭП), которая по сути является полным аналогом обычной, рукописной подписи, официально приравнивается к ней и наделяется теми же полномочиями.
Существует 3 вида электронных цифровых подписей (ЭЦП):
Для сделок с недвижимостью используется только усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она регламентируется государством, создается при помощи криптографических алгоритмов и обязательно имеет сертификат в электронном виде (реже – в бумажном).
Из-за того, что УКЭП считается абсолютным аналогом обычной подписи, любой заверенный ею документ имеет юридическую силу. Вот почему получить электронную подпись можно лишь в специальном удостоверяющем центре, аккредитованном Минцифры. И туда все-таки придется прийти лично, предоставить паспорт, СНИЛС, ИНН и написать заявление.
Еще один вариант получения УКЭП – через приложение «Госключ», но там тоже есть свои нюансы, хотя в целом регистрация в приложении не сложная. В частности, нужно иметь полную подтвержденную запись на «Госуслугах» с указанными СНИЛС и ИНН. Также для выпуска подписи и подтверждения личности через «Госключ» понадобится загранпаспорт нового образца (с биометрией), телефон или планшет с NFC. Не рекомендуется забывать пароль от этого приложения, так как его нельзя восстановить, а при регистрации заново уже выданные подписи ликвидируются.
Квалифицированная электронная подпись «живет» на USB-носителе и имеет определенный срок годности. Как правило, он ограничивается одним годом. Однако, если собственник опасается стать жертвой мошенников, которые без его ведома способны провернуть махинации с недвижимостью, он может самостоятельно аннулировать УКЭП сразу после совершения сделки и регистрации права собственности.
В электронном виде можно провести регистрацию сделки с объектом и на первичном, и на вторичном рынке недвижимости, это могут быть также частный дом или земельный участок.
Тем, кто решил пройти весь путь без посредников и самостоятельно зарегистрировать право собственности на сайте Росреестра, нужно действовать поэтапно:
1. Получить УКЭП в уполномоченном удостоверяющем центре, установить специальный плагин (без него электронная подпись не будет работать).
2. Зайти в свой аккаунт на портале Госуслуг (или зарегистрироваться там и подтвердить учетную запись).
3. Авторизовавшись на портале Госуслуг, создать личный кабинет на сайте Росреестра.
4. На сайте Росреестра в разделе «Регистрация права собственности» подписать в электронном виде заявление на регистрацию договора.
5. Загрузить полный набор документов в формате *.xml или *.pdf и отправить его на рассмотрение, не забыв указать свою электронную почту.
6. Оплатить госпошлину – 2 тыс. руб.
Переход права собственности состоится в течение 7 дней с момента подачи заявления, и в качестве подтверждения на электронную почту будет отправлена выписка из ЕГРН (бумажный вариант не требуется). Если квартира берется в ипотеку, то срок исполнения сокращается до 5 дней. Если же регистрация осуществляется на основании нотариально подтвержденной сделки, то можно рассчитывать, что вся процедура займет не более 1 дня.
Если на одном из этапов допущена ошибка, Росреестр пришлет уведомление на электронную почту, а сроки регистрации, соответственно, увеличатся.
Список документов для регистрации сделки в электронном виде:
Также могут понадобиться: свидетельство о браке, ипотечный договор с одобрением банка, согласие жены/мужа на продажу объекта недвижимости.
Читайте также:
Электронная регистрация права собственности: как оформить сделку с недвижимостью не выходя из дома
По ту сторону монитора: как уберечься от киберпреступников на рынке жилья
Автор: Евгения Рекшан
Дата публикации 09 ноября 2023