С появлением платных парковок в Москве и в некоторых областных городах отношение к машино-местам у горожан начало меняться. Если прежде парковаться на газонах считалось абсолютно нормальным, то постепенно стихийная парковка исчезает во дворах Московского региона. Novostroy-M.ru спросил застройщиков, как платные парковки отразились на спросе машино-мест и на каком этапе возведения новостройки они приобретаются.
Вслед за растущим спросом на полноценные «дома» для автомобилей девелоперы стали включать парковки в проект при строительстве жилых комплексов. Как правило, раньше подземные паркинги возводились только в рамках проектов дорогих новостроек, однако сегодня они все чаще появляются и в сегменте комфорт-класса, а проекты эконом-класса, как правило, идут с наземными многоуровневыми паркингами.
Спрос на парковки действительно увеличился, отмечает Леонард Блинов, заместитель генерального директора компании Urban Group. По его мнению, это связано не только с введением платы за стоянку в центре Москвы. «Современные автомобилисты, приезжая домой, не хотят тратить время на поиски места для машины, – объясняет эксперт. – Кроме того, на парковке автомобиль защищен от осадков, зимой его не приходится долго прогревать и чистить от снега. Также все паркинги в наших жилых комплексах находятся под круглосуточной охраной».
Погодные условия и повышенные требования к безопасности действительно стали весьма важны для покупателей квартир в новостройках эконом- и комфорт-класса, особенно, если человек покупает квартиру для себя, с целью проживания в новостройке, а не для перепродажи.
«В холодное время года, в особенности зимой, преимущества собственного машино-места становятся очевидны: не нужно тратить время на прогрев автомобиля, откапывать его из сугробов, переживать, что его повредят (сейчас в Москве есть практика перемещать машины с помощью эвакуаторов во время проведения снегоуборочных работ).
Виталий Разуваев, «Сити-XXI век»
Немного о нормативах
Рустам Арсланов, директор департамента продаж ГК «Гранель», уточняет, что согласно существующим нормативам в Московской области на 1000 жителей полагается 420 машино-мест, при этом они размещаются как на придомовой территории, наземных стоянках, так и в многоуровневых паркингах. В Москве этот норматив другой – на одну квартиру положено одно машино-место.
Генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина приводит подробную классификацию. Согласно ей, в эконом-классе подземные паркинги не предусмотрены, а в отдельно стоящем паркинге должно быть не менее 0,7 машино-места на квартиру.
- комфорт-класс – не менее 1 машино-места на квартиру;
- бизнес-класс – 1,3-1,5 машино-места на квартиру (все подземные);
- элитный сегмент: премиум – 1,8 машино-места на квартиру (все подземные), делюкс – не менее 2 машино-мест на квартиру (все подземные).
Также существуют и нормативы по размерам и габаритам машино-мест. «В комфорт-классе строятся машино-места с расчетом на автомобили класса С, в бизнес-классе – машино-места с расчетом на автомобили класса D, а в элитном сегменте – с расчетом на автомобили класса E», – добавляет Наталья Шаталина.
Подземный vs наземный
Как видно, все диктует сегмент, к которому принадлежит новостройка. Если для состоятельных покупателей квартир в строящихся жилых домах машино-место по умолчанию идет с приобретением квартиры, то люди, присматривающие квартиры в бюджетном сегменте, копят каждый рубль и зачастую не заинтересованы в дополнительных тратах, в том числе, на машино-место.
К тому же, как добавляет Алексей Ионов, коммерческий директор АО «А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ», в подземных паркингах возможен хороший спрос и на нулевой стадии строительства – клиенты сразу понимают, что цена на машино-места, как и на квартиры, будет расти с изменением стадии готовности дома. А вот машино-места в отдельно строящих паркингах люди предпочитают покупать после сдачи дома, когда уже понятны траты на ремонт квартиры, а на само машино-место можно прийти и посмотреть, выбрать понравившееся.
Практически все опрошенные Novostroy-M.ru эксперты согласились с тем, что возведение подземных паркингов – это дорогое удовольствие, как и его обслуживание впоследствии. «При этом площадь, которую занимает открытая стоянка, можно более эффективно использовать для жилой застройки, и, соответственно, для реализации, – справедливо замечает Руслан Сырцов, коммерческий директор Glorax Development. Поэтому, если ландшафт и экономика проекта позволяет, застройщики предпочитают возводить отдельно стоящие паркинги.
Однако это не относится к новостройкам в центре Москвы. Во-первых, там очень дорогая земля, и отдельный паркинг строить невыгодно, во-вторых, покупатели элитного жилья не скупятся на машино-места в качественном подземном паркинге, предпочитая знать, что их дорогие автомобили находятся в безопасности.
«В проектах эконом-класса возводят отдельно стоящие многоуровневые наземные паркинги. Для комфорт-класса большинство застройщиков строит наземные и подземные паркинги, а в более дорогих сегментах, бизнес- и премиум-класса, машино-места расположены в современных подземных паркингах»
Елизавета Гудзь, «НДВ-Недвижимость»
По этой же причине зачастую в дорогих проектах квартиры идут в комплексе с машино-местами. Например, такое предложение действует в ЖК «Мосфильмовский», в ЖК «Западное Кунцево» и др. В некоторых новостройках от покупки машино-места нельзя отказаться, в некоторых можно, но тогда теряется существенная скидка за такую двойную продажу. По словам Натали Шаталиной, сейчас застройщики могут предлагать от 30 до 50% скидки в случае, если квартира и машино-место покупаются одновременно. Однако, если клиент покупает сначала квартиру, а потом уже машино-место (все же до сдачи его в эксплуатацию), он может рассчитывать на скидку только 10%.
«Тенденция включения машино-места или даже нескольких машино-мест в стоимость квартиры характерна для высокобюджетного жилья (бизнес+, премиум, элит). Нельзя сказать, что это очень распространенная практика, однако такие проекты на рынке есть, – рассказывает Рустам Арсланов. – В качестве примеров таких проектов, реализующихся сегодня на рынке, можно привести ЖК «Баркли Резиденс», а также ряд проектов от компании «Дон-строй»: «Долина Сетунь», «Кленовый DOM», Barrin House и др.».
Сколько стоит и как купить?
На сегодняшний день, как отмечает Алексей Ионов, в Новой Москве стоимость машино-места варьируется от 300 тыс. рублей в наземном паркинге (малоэтажный Экопарк «Горчаково», 26 км от МКАД) до 2,5 млн рублей в подземном (ЖК бизнес-класса «Дубровка»). В наземном паркинге ЖК «Москва А101» стоимость машино-места начинается от 549 тыс. рублей. В строящихся корпусах бизнес-класса ЖК «Испанские кварталы А101» место в подземном паркинге можно купить за 760 тыс. рублей.
Елизавета Гудзь добавляет, что в новостройках Москвы комфорт-класса стоимость машино-места в подземном паркинге составляет от 0,7 до 5,5 млн рублей, а в новостройках бизнес-класса – от 1 до 8 млн рублей. Однако Рустам Арсланов уточняет, что стоимость машино-мест зависит не только от типа паркинга (наземный/подземный), но и от уровня/этажа, а также от площади машино-места. «В сегменте эконом- и комфорт-класса стоимость машино-места начинается от 0,2 млн рублей (небольшое место на последнем этаже наземного паркинга); в бизнес-классе цена машино-места стартует от 0,9-1 млн рублей, а в элитном сегменте – от 2,5 млн рублей. Максимальная стоимость машино-места – 5 млн рублей», – подчеркивает специалист.
В большинстве случае машино-места сегодня приобретаются в 100% оплату. Такое мнение высказали почти все опрошенные эксперты. Тем не менее, около 15% покупателей машино-мест в проектах эконом- и комфорт-класса предпочитают рассрочку. В ГК «Интеко» отмечают, что в зависимости от класса жилья в объектах группы предусмотрены разные схемы рассрочек. «В частности, в объектах бизнес-класса предлагается рассрочка на полгода с первоначальным взносом от 50%, и доля таких сделок в настоящее время составляет от 60% до 70%, – рассказывает источник из ГК «Интеко». – В сегменте элитного жилья возможна рассрочка сроком от 1 года до 2-х лет с первоначальным взносом не менее 10%».
На сегодняшний день машино-места, как и квартиры, можно купить не только в рассрочку, но и в ипотеку. Например, АО «А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ» сотрудничает с банком «Возрождение», который предлагает покупателям программу «Ипотека на машино-место». В Urban Group при покупке первого машино-места клиент может рассчитывать на скидку до 30%, а при повторной покупке до 40% (в дальнейшем до 50%).
Сегодня машино-места покупают по договору купли-продажи, регистрация прав собственности на машино-места в разных регионах РФ осуществляется по-разному. Проблема в том, что юридически они не признаются объектом недвижимости, хотя де юре являются таковыми. Как отметил Рустам Арсланов, Минэкономразвития разработало законопроект, решающий эту проблему. «Находящееся в здании парковочное место, границы которого обозначены разметкой, в юридической терминологии будет называться площадкой, – объясняет эксперт. – Площадка будет признана недвижимым имуществом и станет отдельным объектом гражданских прав, также ее можно будет поставить на кадастровый учет». По мнению Арсланова, цель законопроекта – помочь решить проблемы оборота машино-мест, упростить их рыночную и кадастровую оценку.
Дата публикации 27 июня 2016