Громкие заголовки в СМИ и реальные цифры, основанные на проверенных данных, – осталась ли между ними связь? Имеют ли отношение к действительности такие фразы, как «спрос рухнул», «цены обвалились» и «рынок встал», или все это – лишь битва за внимание Интернет-пользователей? О том, как поток информации влияет на рынок недвижимости и решения покупателей квартир, рассказала Наталья Медникова, PR-директор девелоперской компании «ВекторСтройФинанс», специально для Новострой-М.
Неограниченный доступ к различного рода платформам и соцсетям приводит и к росту числа авторов, и к расширению их возможностей в создании разного рода контента. Количество информации растёт в геометрической прогрессии, каждые два года её объем в цифровом формате удваивается. Современный человек за месяц потребляет и обрабатывает больше контента, чем средневековый за всю жизнь.
Как следствие – люди перестали вдумчиво читать и сёрфят по волнам интернета, цепляясь взглядом за громкие заголовки, поверхностно проглядывая и пролистывая публикации.
Клиповое мышление и цифровая трансформация изменили подход к оценке работы журналистов, анализу качества материалов и их востребованности у аудитории. Борьба за внимание читателей фактически превратилась в борьбу за количество лайков, комментариев, шерингов и доскроллов. Уникальная журналистская работа с глубоким анализом и скрупулезным фактчекингом утратила смысл в погоне за кликабельностью.
Чтобы выполнять KPI, журналистам приходится хайповать, искусственно раздувать сенсации, придумывать громкие заголовки, зачастую не имеющие отношения к сути описываемых событий и вещей.
Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведу недавний пример. В последнюю неделю перед главным политическим событием года – выборами в Государственную думу – внимание журналистов было приковано не к кандидатам и их политическим программам. Новостью номер один, облетевшей буквально все издания, стало заявление Президента РФ о самоизоляции из-за роста числа заболевших в его окружении.
В этом плане отраслевая повестка мало чем отличается от федеральной: на первый план выходят новости, которые могут собрать большее число кликов и просмотров. Громкой сенсацией последних недель на рынке недвижимости стало известие о падении цен на новостройки, которого так ждали покупатели после изменения условий программы льготной ипотеки. И неважно, что отрицательная корректировка составила всего 1-1,5% и что речь идёт о средней стоимости квадратного метра, на значение которой влияет выход большого объема нового предложения на начальном этапе строительства по низкой цене.
Подтверждением нисходящего тренда стали акции и скидки, которые застройщики массово запустили в сентябре, не дожидаясь Нового года. Но мало кто сообщил, что в большинстве случаев скидки и без того носили постоянный характер либо распространялись на неликвидные проекты или непопулярные лоты (например, квартиры в плохо освещаемых угловых секциях и на вторых этажах, расположенные над коммерческими помещениями).
Сообщения о снижении цен журналисты подкрепляли «фактами» о падении числа сделок, сравнивая продажи августа с последними месяцами работы льготной ипотеки в расширенном виде, когда отмечался ажиотажный спрос. Мало кто удосужился посмотреть на статистку доковидного 2019 года.
А между тем, в августе 2021 года столичным застройщикам удалось продать на 19% больше квартир, чем два года назад.
Издания, которые провели действительно глубокий анализ ценообразования и вдумчиво разъяснили читателю, что на самом деле происходит на рынке новостроек, можно пересчитать по пальцам. А всего-то надо было проанализировать факторы, определяющие динамику цен на новостройки: удорожание стройматериалов, темпы инфляции, продолжающийся переход на эскроу-счета и требование банков следовать утвержденной финансовой модели, которая в принципе не предполагает снижения стоимости квадратного метра.
Последствия такого информационного фона могут оказаться плачевными для застройщиков. Начитавшись новостей о «падении цен» и «обрушении рынка», некоторые клиенты принимают решение отложить покупку квартиры, рассчитывая на дальнейшее снижение стоимости жилья. А инвесторы могут вовсе отказаться от вложений в активы, которые падают в цене. Негативный информационный фон и прогнозы о надвигающемся крахе дестабилизируют, мешают потребителям принимать взвешенное решение о покупке, а бизнесу – строить планы по выводу новых проектов на рынок.
В заключение хочу привести слова небезызвестного девелопера, который в преддверии кризиса 2008 года первым обратил внимание на эту проблему и обратился к СМИ с просьбой не нагнетать ситуацию, а разумно освещать события рынка недвижимости, осознавая свою ответственность за будущее строительной отрасли.
Читайте также:
Почему ипотека будет расти, а цены не упадут — рассказывает Денис Бобков
Аналитики выявили проекты Подмосковья и Новой Москвы с ростом цен до 126%
Автор: Наталья Медникова специально для Новострой-М
Дата публикации 24 сентября 2021