Транспортная доступность традиционно является одним из главных факторов, влияющих на стоимость жилья. Возможность быстро попасть из дома к месту работы или учебы, да и просто при необходимости добраться до центральных районов столицы или официальных и административных учреждений ценится покупателями любой категории недвижимости. Поэтому стоимость квадратного метра в новостройке находится в прямой зависимости от того, насколько хороша в районе транспортная развязка.
Юлия Батаева, ведущий маркетолог ГК «Пионер», говорит: «Транспортная доступность – один из важных факторов, влияющих на формирование ценообразования на рынке недвижимости. Чаще всего улучшение транспортной инфраструктуры повышает ликвидность жилья, и, соответственно, цены на него». Особенно активно растет спрос на жилье в тех районах, где предполагается открытие новых станций метро – одного из самых надежных видов транспорта в Москве. «На сегодняшний день метро является одним из самых быстрых видов транспорта, – продолжает Юлия Батаева. – За исключением форс-мажорных обстоятельств, всегда можно точно рассчитать время прибытия в нужное место». Поэтому рост цен на недвижимость на территориях «Новой Москвы», где планируется строительство метро, эксперты называют вполне предсказуемым и оправданным.
Рассказывает Роман Семчишин, коммерческий директор TEKTA GROUP: «Строительство метро на присоединяемых к Москве территориях вызовет рост цен на недвижимость в диапазоне от 20% до 25%. Приведу в качестве подобного примера Салтыковку. На территории этого поселка возводится три больших жилых комплекса и параллельно строится метро, которое поможет будущим владельцам квартир быстрее добираться до поселка, как следствие – коррекция цен в ЖК в сторону их увеличения».
Примечательно, что уже год назад столичные власти заявили о пересмотре схемы развития московского метрополитена. Если раньше станции строились по радиальной схеме, то теперь новые линии, соединяющие периферийные зоны, не будут проходить через центр. Так называемая хордовая стратегия поможет разгрузить центральные районы и обеспечит транспортом жителей присоединенных к столице территорий. Новокосино, Жулебино, Кожухово, Южное Бутово – линии метрополитена пройдут по всем перечисленным районам. В 2020 году хордовая линия метро пройдет вдоль Калужского шоссе на территории Большой Москвы (в районе поселка Коммунарка). Генеральный директор компании «Авгур Эстейт» Виктор Козлов говорит: «Как только начнутся работы по строительству метро, рост цен на квартиры в Коммунарке составит от 10% до 20%».
Виктор Козлов детально рассказал о механизме ценообразования и коррекции стоимости квадратного метра в зависимости от близости метро. «Жилье начинает дорожать, как только появляются первые сообщения о планах по открытию метро. Наиболее активный рост цен (средний показатель на 10%) жилье показывает на активной стадии строительства метро, когда проясняются сроки запуска новой станции. До полугода после открытия новой станции цены продолжают расти. Диапазон роста цен на недвижимость в зависимости от фактора открытия новой станции метрополитена от 10% до 30%».
В качестве примера эксперт упоминает станцию метро «Новокосино». После ее открытия в 2011-м году цены на недвижимость в этом районе выросли на 17,5%, тогда как в соседнем Новогиреево рост стоимости квадратного метра составил всего 9,5%. А если речь идет об отдаленных районах (таких, как, например, Южное Бутово), то цена недвижимости может вырасти и на 20%-30%.
Юлия Батаева не берется делать такие однозначные выводы. По ее мнению, на территории «Новой Москвы» динамика роста цен в связи со строительством метро может быть несколько иной. «В Москве при открытии новой станции метро увеличение цены в районе может достигать не более 10%-15%. Например, после открытия станций «Строгино» и «Митино» цены выросли на 5-10%, – говорит эксперт. – Однако на территории «Новой Москвы» ценообразование на рынке недвижимости будет происходить по особому пути. Если метро будет строиться одновременно с активными работами по комплексному освоению территорий, то влияние наличия новых станций на цены жилья поглотится другими факторами».
Ситуацию с ростом цен в связи с открытием метро в целом нельзя подогнать под какую-либо стандартную схему. К примеру, Роман Семчишин объясняет, что перспектива наличия метро может быть учтено застройщиком уже при проектировании нового жилого комплекса. «Бывает и так, что застройщики учитывают наличие метро в стоимости недвижимости еще на этапе возникновения идеи и поиска площадки. Далее к моменту реального строительства метро стоимость квадратных метров корректируется уже несущественно, не более чем на 5%-7%», – говорит специалист.
По словам Юлии Батаевой, в тех новостройках, которые расположены близко к новым станциям метро, стоимость квартир – в частности, на первых этажах – может даже немного снизиться. «Иногда в ближайших от новых станций метро домах цены на квартиры на первых этажах не меняются или даже немного снижаются. Связано это с тем, что расположение выхода из метро в непосредственной близости от дома может привлечь в подъезд посторонних граждан (особенно в зимнее время года), которые могут совершить кражу и быстро скрыться в потоке людей», – объясняет Юлия Батаева.
В любом случае, транспортная доступность остается едва ли не решающим фактором при выборе новой квартиры. «Вопрос о транспортной доступности территорий «Новой Москвы» является одним из ключевых при принятии решения о переезде, – говорит Юлия Батаева. – Строительство метро окажет положительное влияние на спрос покупателей, а значит, вызовет и повышение цен на жилье, особенно на дома в пешей доступности от станций».
Дата публикации 21 июня 2012