Москва – один из крупнейших европейских мегаполисов. Сейчас, по разным данным, в столице проживает около 20 млн человек с учетом приезжих. И если квартирный вопрос отчасти решается постройкой новых жилых площадей, то мест для детских площадок и парковки машин хронически не хватает – особенно в центре города. Об основных проблемах дворовых и придомовых территорий, их причинах, тенденциях развития и возможных решениях специально для Новострой-М рассказал Александр Луценко, генеральный директор проектного бюро КТБ Проект.
Недостаточное количество парковочных мест
Развитие проблемы было последовательным: при покупке квартиры про необходимость парковочного места в подземном паркинге вспоминали в последнюю очередь – зачем тратить на него немалые деньги, если предстоят серьёзные траты на ремонт и оплату ипотеки, а машину можно припарковать и на дороге, в худшем случае – на газоне.
В результате девелоперы всеми силами старались уменьшить количество неликвидных парковочных мест в паркингах. А оставшиеся еще с советских времён нормы расчёта потребности в автостоянках позволяли сократить их до буквально формального количества. Сейчас, когда и требования к парковке в городе со стороны властей ужесточились, и люди стали ответственней относиться к своей придомовой территории, ситуация выровнялась.
Количество парковочных мест закладывается исходя из возросших потребностей жильцов – например, в жилье бизнес-класса и выше оно может доходить до 1,5 машиномест на квартиру. Однако в домах, дата постройки которых приходится на нулевые, проблема парковочных мест так и осталась. Хотя есть масса решений: от механизированных многоуровневых парковок в торцах зданий до паллетных парковок, под которые можно занять любые близлежащие пустыри. Но все они затратные и требуют комплексного подхода.
Мало зелени и солнца
Год назад были приняты новые нормы по инсоляции: была изменена в сторону уменьшения её нормативная продолжительность, нормативная непрерывная продолжительность и расчёт продолжительности инсоляции на весь период. Площадок, пригодных для строительства, больше не становится, а потребность в жилье растёт. Поэтому продолжится тенденция уплотнения застройки и, как следствие, уменьшения количества солнечного света в нашем жилье.
С озеленением же всё плохо не по причине нежелания властей высаживать новые растения (тут как раз с нормами и с количеством посаженных деревьев и кустарников всё в порядке), а потому что городская среда для них является «агрессивной». Сложно выжить в ситуации, когда окружающий грунт утрамбовывается любителями срезать углы и ходить по газонам, когда загрязнённый отходами деятельности машин и реагентами снег скидывается на газоны, где тает, проникая почву, когда деревья безжалостно обрезаются, а трава косится согласно каким-то непонятным то ли эстетическим, то ли санитарным нормам.
Стрижка газонов – это вообще отдельная больная тема. С одной стороны, стрижётся не трава, а уничтожаются милые полянки с цветами где-то около страшных гаражей и складов. И после того, как там скосили траву, получаются неухоженные пустыри с клочками травы, мусором и торчащей из земли арматурой.
С другой – выкашиваются цветы (а вместе с ними уничтожаются и пчёлы со шмелями) и зерновые, которые служат кормом для растительноядных птиц. Всё это плохо сказывается на видовом разнообразии города и экологической обстановке в целом.
Безопасность
Нехватка парковочных мест, особенно в центре города, привела к тому, что жильцы домов стали выгораживать дворы, тем самым затрудняя проезд пожарных машин и скорой помощи. В случае пожара и других ЧП сложно эвакуировать людей. Появились шлагбаумы, блокировочные лежачие барьеры и даже бетонные блоки. В этих условиях крупногабаритная пожарная техника не может не то что выдвинуть пневматические опоры, но даже просто встать на нормативном расстоянии от дома для тушения пожара.
Решением может служить организация в каждом дворе выделенного места для остановки пожарной машины, которое никогда не должно быть занято припаркованными машинами. И, конечно, не должно быть никаких преград, которые нельзя оперативно убрать.
Что ждет московские дворы ближайшие 10-20 лет: хороший и плохой сценарий
Как было сказано выше, спрос на жильё большой, а строительных площадок не хватает. Развивать город «вширь» без организации разнообразных мест приложения труда на периферии не получится, так как ситуация с транспортом вряд ли сильно улучшится в ближайшее время, а маятниковую миграцию никто не отменял.
Поэтому нас в любом случае ждёт уплотнение застройки. А вот по какому сценарию пойдёт это уплотнение? По цивилизованному – с многоуровневыми пространствами, с большим количеством эксплуатируемых крыш, с многоярусными подземными паркингами, с поднятыми над землёй эстакадами как пешеходными, так и для проезда транспорта, с рационально используемым каждым участком города?
Или мы получим «человейники» без солнечного света, зелени, с минимальным набором социально-бытовых предприятий и плохой транспортной связью с центром города? Время покажет.
Читайте также
«Люди сегодня выбирают не просто квартиру для проживания, они выбирают среду и стиль жизни»
«Инфраструктурные драйверы»: что делает новостройки успешными и привлекательными
Дата публикации 04 июня 2019