Как изменилась Москва за последнее время? С чем подошла столица к 870-летию? Какие плюсы у города по сравнению с другими мировыми столицами? Новострой-М провел опрос экспертов рынка недвижимости ко Дню города и выяснил, какие события стали наиболее важными в жизни столицы, а также каким им видится дальнейшее развитие Москвы.
Татьяна Подкидышева, Директор по продажам компании «НДВ-Недвижимость»
На протяжении последних лет в Москве произошли колоссальные изменения: столичные власти предприняли ряд мер для укрепления туристического потенциала города и для улучшения облика ряда районов. Так называемый «ржавый пояс» Москвы с заводскими постройками, расположенный близко к центру, постепенно замещается жилой застройкой с интересным архитектурным воплощением и всем спектром инфраструктуры (образовательная, досуговая, деловая). Промзоны, ранее бывшие настоящей окраиной, в результате разросшейся застройки заняли очень привлекательные локации, и сейчас на их месте создаются красивые кварталы с рекреационными зонами.
В числе важных изменений также отметим реконструкцию улиц, создание пешеходных зон, разработку и реализацию проектов по благоустройству набережных. Гулять по Москве стало намного приятнее, а проведение различных мероприятий и фестивалей этому способствует. Кроме того, ключевыми стали мероприятия по реконструкции улиц и созданию интересных прогулочных зон.
Качество проектов, реализуемых в последнее время, значительно выросло. Застройщики готовы предложить эффектные архитектурные решения в своих проектах, улучшилось качество отделки входных групп и вестибюлей. Кроме того, благоустройство придомовых территорий стало более интересным.
Нельзя не отметить, что одним из ключевых векторов развития территорий Москвы будет замещение пятиэтажных кварталов новой застройкой. По своим масштабам – это грандиозная задача, которая изменит облик многих районов Москвы. Как известно, пятиэтажки строились массово, и есть локации, которые целиком состоят из подобных строений. Как результат – по мере реализации программы многие районы и микрорайоны полностью поменяют свой облик.
Среди пожеланий: баланс и реализация принципов комфортной среды на месте новых кварталов, и здесь мы имеем в виду оптимальную высотность, наличие достаточного количества зеленых и рекреационных зон, отсутствие чрезмерной нагрузки на транспортные и социальные объекты.
Ирина Пешич, управляющий директор брокерского департамента «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости»
За последние несколько лет в Москве проделана огромная работа по благоустройству города, и это может только радовать. Конечно, не доставляют удовольствия строительные работы, но они приводят к прекрасному результату. Одна из самых замечательных вещей, которые происходят в Москве, – это открытие новых парков и скверов. Это то, что необходимо городу, это забота о жителях и об облике столицы. Конечно, очень важны и транспортные изменения: новые станции метро, запуск МЦК, строительство новых хорд, развязок. Ритм и темп перемен могут показаться слишком быстрыми и масштабными, но Москва – огромная столица огромного государства. Мне очень нравится, что у нас серьезно подходят к нуждам жителей, занимаются благоустройством, озеленением.
Еще очень важно, что у нас масса круглосуточной инфраструктуры: не проблема найти аптеку, магазин, фитнес, есть даже салоны красоты, которые работают 24 часа. В других столицах с этим большие сложности. И еще заметно улучшило качество жизни открытие МФЦ. Любую справку, паспорт, массу других бумаг можно получить быстро и за один раз.
Хочется обратить пристальное внимание на проблему недостатка парковочных мест. Особенно остро это чувствуется в районах до 1970-х годов застройки. Очень хочется верить, что властям как-то удастся решить этот вопрос, потому что машин много и их число будет лишь расти.
Москве хочется пожелать не останавливаться. Развитие необходимо городу и его жителям, и пусть оно будет на пользу.
Леонард Блинов, директор по стратегии развития ГК «А101»
Главные и кардинальные изменения, на мой взгляд, коснулись транспортной системы. Серьезное преобразование – это введение платной парковки и тарифное регулирование того хаоса, который царил на улицах города еще четыре года назад. Как бы не ругали паркоматы, эвакуаторы и работу организаторов дорожного движения, но с улиц исчезли беспорядочные парковки в три ряда. Разумеется, есть недоработки и перегибы (например, под автотранспорт маломобильных групп граждан иногда выделяется 3 парковочных места из 10, хотя, к огромному счастью, в городе по статистике не наберется 30% населения с инвалидностью), в функционировании системы регулирования, но все же городское транспортное пространство в данный момент существенно упорядочено. Еще одно важное изменение, прогрессивный шаг на пути к городу, ориентированному на пешехода, а не автомобилиста, – это выделенная полоса для общественного транспорта.
Далее хотелось бы особо отметить программу по преобразованию городских парков. Москва всегда была довольно зеленым городом, другое дело, что большая часть насаждений была неухоженной – городу катастрофически не хватало облагороженных парковых пространств. Сегодня же мы видим блестяще реализованные примеры: парк «Музеон» и партерная часть Парка Горького. Два этих парка модернизированы по самым высоким стандартам и сопоставимы с лучшими западными аналогами проектов общественных пространств. В них воплощена концепция городского парка как места, наполненного смыслами и функциями. Программа развития парков продолжается и охватывает все больше городских пространств, а это значит, что мы еще увидим замечательные примеры преобразования зеленых легких столицы и создания рабочих мест в малом бизнесе, обслуживающем эти пространства.
Следующий городской проект, получивший широкий резонанс, – это программа «Моя улица». Как бы справедливо подчас не ругала этот проект общественность, ясен вектор и то, к чему программа приведет в итоге – к улучшению и оздоравливанию городской среды. Задача программы – создать преимущества для пешехода. Конечно, некоторые вещи и мне видятся сомнительными. Например, я считаю, что тротуары на улицах неоправданно широки в условиях отсутствия высокой пешеходной проходимости или вдали от метро, однако вектор городом выбран верный, центральным элементом становится пешеход.
Когда город дает пешеходу возможность в режиме прогулки оглядеть фасады чудесных старинных или смелых новых зданий, когда у пешехода-горожанина есть возможность зайти подряд в кафе, супермаркет, парикмахерскую, банк, на почту, никуда не уходя с маршрута, – это замечательно и это позволяет воспринимать мегаполис иначе. Это делает город комфортным и привлекательным не только для его жителей, но и для гостей. А привлечение потока туристов — это огромное подспорье и отдельная статья доходов любого мегаполиса, особенно столицы. Завершенные работы говорят о том, что программа себя оправдывает.
Отдельно хотелось бы сказать про городские праздники и новый стандарт их оформления и проведения. Мероприятия проводятся на принципиально ином уровне: интересные и на европейском уровне созданные мобильные арт- и торговые объекты. Радуют оформление лавочек, ассортимент товаров на городских ярмарках, даже внешний вид продавцов. Москва ушла от нарочито подчеркнутого образа купеческого города с ярмарками, которые напоминали местечковые базары. Фактически город ушел от провинциального стиля и пришел к стандартам аутентичного, но европейского мегаполиса. В части новогоднего оформления Москва превосходит некоторые города Европы.
В Москве благоустраиваются придомовые и внутридворовые территории. Тренд, заданный столицей, подхвачен на федеральном уровне. Стандарты градостроения, принятие решений и их реализации растут, то же самое происходит с требованием жителей. Бюджеты, которые город направляет на благоустройство, сопоставимы с региональными бюджетами.
Самое сложное, на что замахнулся наш город, это программа реновации. Москва давно нуждалась в очищении попадающих под реновацию территорий с низким качеством архитектуры и инфраструктуры. Безусловно, важно выработать справедливую политику, которая не ущемляла бы права собственников. Программа реновации даст то, чего не хватало жителям старых районов: инфраструктуру и качественную городскую среду, ведь требования современного человека к среде выросли колоссально. При этом остается крайне важным, чтобы был выдержан баланс территорий, чтобы вместо пяти пятиэтажек не появилось пять двадцатиэтажек.
Я вижу дальнейшее развитие столицы в преображении набережных и самой реки Москва как главной водной артерии города. Традиционно самая ценная территория мегаполиса – это набережная главной его реки, большинство европейских столиц и жемчужин мирового туризма стоят именно на реках. И именно набережные городов становятся самым красивым и живым пространством города, с променадами, кафе, музеями и театрами, ведь река соединяет территории города по-иному. Я уверен, река будет также нести и транспортную функцию: будет развиваться водный транспорт, лодочные станции, речные трамваи и даже такси.
Хотел бы пожелать нашему городу процветания и терпения! Все ремонты однажды заканчиваются, и в результате вы получаете красивое и органичное, жилое и живое пространство.
Роман Сычев, генеральный директор Tekta Group
Москва становится красивее и удобнее. Строятся новые дороги и реконструируются старые, проводятся масштабные работы по созданию парков европейского уровня. Отрадно видеть ухоженные парки и скверы не только в центре, но и на окраинах города. Очень своевременная и нужная задача, с которой Московское правительство справилось блестяще. Это победа и большой вклад в повышение культуры для горожан и сохранение экологии города.
Благодаря программе «Моя улица» за последний год значительно изменился центр столицы. С одной стороны, это вполне оправданно: за последние 6 лет объем туристического потока в столицу вырос на 40%, при этом доля иностранных туристов составила 26%. Очевидно, что власти «перестраивают» город под горожан и гостей Москвы, развивая общественный транспорт, как первоочередной для московского трафика. Значимой стала и реконструкция Садового кольца, где пешеходный трафик был низким, а теперь, возможно, изменения позволят повысить его популярность среди пешеходов. Но для этого пройдут годы.
Большим достижением для всего девелопмента Москвы стал электронный документооборот и сокращение времени на согласования и получения исходно-разрешительной документации. Таким образом, Москва закрепила свой статус, как самый открытый и инвестиционно-привлекательный город России.
Позитивные изменения в городе наиболее заметны в столь остро стоящем перед москвичами транспортном вопросе. Ежегодно строится не менее 100 км магистралей, создаются новые транспортно-пересадочные узлы. В результате за последние годы скорость движения в столице выросла на 13%, а загруженность дорог снизилась на 23%. Однако обеспеченность Москвы транспортной сетью все еще отстает от европейского уровня в 2-3 раза (8% у нас против 15-20% в Европе). Не удивительно, что в городе сохраняется проблема пробок. Запланированные властями масштабные проекты (например, создание трех московских хорд или реконструкция МКАД) должны улучшить ситуацию, хотя количество автомобилей в Москве также растет.
Из безусловных позитивных моментов стоит отметить и запуск МЦК, основная цель которого состояла в том, чтобы перенаправить пассажиропотоки минуя перегруженный центр метрополитена. Особенно это актуально для жителей районов без метрополитена, например, в Коптево, Мневники, Нижегородский район.
Введение организованных платных парковок существенно упорядочило движение автотранспорта, особенно в центре столицы. Но есть и обратная сторона, например, запрет парковки на ул. Тверская или Садовом кольце существенно изменили структуру услуг и торговли на этих улицах. Арендаторы потеряли поток клиентов, из-за реконструкций снизился поток посетителей, многие вынуждены уезжать из арендованных помещений. Поэтому красивые витрины остались пустыми.
Новые комплексы с неординарной архитектурой и благоустроенной территорией, появившиеся в Москве даже в массовом сегменте жилья за прошедшее десятилетие, существенно преобразили облик города. В последние годы в разы увеличилось число проектов, имеющих собственную ландшафтную доминанту или расположенных вблизи городских зон отдыха.
Я вижу будущую Москву мегаполисом с высоким качеством проживания в городской среде. Формирующаяся обновленная эстетика города, рост уровня жизни в нем изменяет и нас, и наши проекты. Мы стараемся привносить лучшие мировые практики в проектировании и строительстве, ищем новые архитектурные решения и конечно же стараемся предвосхищать наших будущих жителей новым комфортным жильем, поскольку понимаем, что повышенные требования и рыночные вызовы – это единственно правильный путь в бизнесе.
Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group
На мой взгляд, главные изменения, которые претерпевает столица в последние 3-5 лет, связаны с развитием территорий бывших промзон. Строительный бум 2000-х годов практически не затронул эти зачастую неэффективно используемые или вовсе заброшенные земли. Однако в 2014 году началось активное преобразование данных участков, которое продолжается и сейчас. Промышленные территории занимают примерно 16% от общей площади Москвы, и уже сейчас можно видеть, как на их месте вырастают масштабные жилые комплексы с собственной инфраструктурой и оригинальным благоустройством. Полагаю, именно такие участки в перспективе станут самым современным и развитым жилым пространством в Москве.
Кроме того, я бы отметил улучшение транспортной ситуации. Передвигаться по Москве стало намного легче. Благодаря реконструкции крупных магистралей, а также «парковочной политике», центр, наконец, удалось разгрузить. Кроме того, активно идет строительство трасс, которые улучшат автотранспортную связь периферийных районов Москвы. К примеру, уже в 2019 году будет введена в строй Северо-Восточная хорда, которая свяжет сразу четыре магистрали: шоссе Энтузиастов, Алтуфьевское, Дмитровское, Щелковское шоссе.
По сравнению с другими мировыми столицами главные преимущества Москвы, которые удалось сохранить за ее долгую историю, – это низкая плотность населения и относительная малоэтажность. Средняя плотность застройки нашей столицы составляет порядка 9 тыс. кв. м на гектар, тогда как в Токио этот показатель достигает 17 тыс. кв. м на га, а в Пекине – 60 тыс. кв. м на га. Соответственно, в Москве ниже средняя этажность зданий, больше естественного освещения, лучше воздух. Тем не менее, все чаще появляются высотные проекты, которые разнообразят облик города, делают его более современным. В вопросе высотности зданий, на мой взгляд, Москве удается сохранять разумный баланс.
Но есть еще задачи, над которыми предстоит поработать. Прежде всего речь идет о транспорте. Необходимо развивать сеть метрополитена. К примеру, в Мадриде, где проживает 3,3 млн человек, насчитывается 300 станций метро, а в Москве, которая превосходит испанскую столицу по площади в 2,5 раза и по населению в 4 раза, всего 200 станций метро. При этом ожидается, что численность жителей столицы будет только возрастать. На мой взгляд, в долгосрочной перспективе необходимо добиться того, чтобы в Москве не осталось районов, в которых пеший путь до ближайшей станции метро занимал бы более 30 минут.
На мой взгляд, самые заметные изменения коснулись в последние годы общественных пространств. Если мы вспомним 1990-2000-е годы, парки, скверы, общественные зоны безжалостно застраивались или захламлялись многочисленными торговыми точками. С 2010 года в этом вопросе наметился разворот. С 2011-го по 2015 годы в Москве создали более 240 новых парков и благоустроили порядка 400 уже существующих. Сейчас это очень помогает девелоперам, которые строят жилье на новых площадках, где еще нет сложившегося благоустроенного пространства.
На мой взгляд, за последние десять лет Москва превратилась из мегаполиса, в котором удобно было только работать и зарабатывать, в город, где можно с комфортом жить и отдыхать. Пожалуй, это главный прогресс. И сейчас крайне важно не потерять это достижение, поэтому любые масштабные программы, такие как реновация, требуют очень четкой проработки и планирования. В расселении и застройке кварталов пятиэтажек есть как очевидные выгоды, так и риски. Прежде всего они связаны с возможным беспорядочным и неограниченным ростом плотности заселения районов реновации. В этом вопросе необходимо придерживаться существующих нормативов и сложившихся в столице архитектурных традиций, чтобы Москва не превратилась в Шанхай.
Дата публикации 06 сентября 2017