Знакомое не понаслышке москвичам явление под названием реновация собираются распространить на всю страну: в Госдуме готовится соответствующий законопроект. В колонке для Новострой-М эту инициативу прокомментировал управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
При разработке этого законопроекта принимается во внимание имеющийся опыт в столице, вместе с тем на федеральном уровне обсуждаются несколько иные правила. Так, проект реновации старого жилого фонда в регионах предусматривает не только снос, но и реконструкцию домов. На мой взгляд, такое решение может быть оправдано только в отношении тех зданий, у которых есть необходимый остаточный ресурс.
Реконструировать дома, которые прослужат еще пять-семь лет, нет никакого смысла. Не стоит забывать, что строительство хрущевок, о сносе которых идет речь, осуществлялось в 60-е годы прошлого века и преподносилось как строительство временного жилья, рассчитанного на 30−40 лет эксплуатации. Эти здания действительно морально устарели, в большинстве из них нет лифтов, запроектированы узкие лестничные проходы и маленькие холлы, неприспособленные для хранения колясок, велосипедов. Так или иначе эти жилые постройки являются типовыми, поэтому не составит труда произвести экспертизу и определить серии домов, подлежащих сносу или реконструкции.
Стремление сохранить и реконструировать какие-то жилые постройки напрямую связано с желанием сэкономить, так как в отличие от Москвы в бюджетах регионов просто нет денег на программу подобных масштабов. К слову, многие регионы еще не выполнили программу по переселению людей из аварийного жилья. К ним относятся 12 субъектов: Амурская, Ивановская, Иркутская, Кировская, Саратовская, Тверская, Тульская и Псковская области, Карелия, Якутия, Тува и Забайкальский край. Местные власти не готовы тратить миллиарды и даже триллионы рублей на снос пока еще крепких домов, в то время как не хватает денег на расселение гниющих бараков.
По этой же причине автор законопроекта о реновации предлагает финансировать программу за счет средств бизнес-инвесторов. Напомню, несмотря на желание московских девелоперов встроиться в программу реновации, столичные власти отказались от их инвестиционного участия. На мой взгляд, привлечение бизнеса может придать дополнительную динамику экономическому развитию в регионах. При правильной организации процесса строительная отрасль может стать локомотивом, обеспечить загрузку существующих производственных мощностей, создать дополнительные рабочие места.
В то же время, учитывая доходность строительного бизнеса в регионах и новые требования в законодательстве, регулирующем долевое строительство, нет уверенности, что бизнес проявит интерес к участию в региональной программе реновации. Необходимо создавать условия для привлечения инвесторов, программа реновации должна быть экономически выгодна для застройщиков. Я бы предложил разработать определенные условия по ресурсообеспечению, пониженные тарифы на подключение к сетям, льготные условия предоставления кредитов на строительство проектов в рамках реновации, снижение административных барьеров и упрощение процедуры рассмотрения органами власти вопросов, связанных с реализацией подобных проектов строительства, возможно введение каких-то налоговых льгот.
И, наконец, последнее отличие региональной программы реновации заключается в стремлении законодателей учесть общественное мнение и соблюсти принцип добровольности переселения. Все помнят, как реновация в Москве стала одной из самых обсуждаемых тем не только в столичной, но и общероссийской информационной повестке. Нежелание согласовывать с москвичами условия переселения и прочие моменты привело к массовым митингам протеста и падению авторитета столичной администрации. Протест москвичей против программы реновации на первом этапе показал, что власти не справились с задачей формирования консолидированного общественного мнения по данному вопросу. А ведь при грамотном подходе этот проект мог бы снискать максимум народной любви и признания.
В этой истории есть и вторая составляющая — недовольство регионов, которые уже давно привыкли противопоставлять Москву остальной стране. Для них реновация является предметом непонимания и даже зависти. Многие чиновники до сих пор считают, скольким годовым бюджетам их регионов соответствуют затраты на реализацию московской программы.
Принимая во внимание весь этот негативный опыт и зная, как не следует поступать, законодатели планируют уделить большое внимание публичному обсуждению законопроекта. Я приветствую желание учесть общественное мнение, однако надо понимать, что в ряде случаев диалог с жителями может существенно тормозить работу и даже сводить ее результаты на нет. Собрать солидарное мнение жителей даже одного дома вряд ли получится, так как всегда найдутся недовольные. Чтобы упростить работу в этом направлении стоит разработать четкие критерии, прописать вопросы, подлежащие обсуждению, и установить, каким количеством голосов принимаются решения.
В заключении отмечу, что шансы на участие в реновации пока что есть только у крупных городов-миллионников, которые располагают необходимыми бюджетами, и условия для строительного бизнеса в которых являются относительно привлекательными. Реновация в масштабах всей страны будет вестись прямо пропорционально финансовым возможностям регионов — чем бедней регион, тем дольше не будут сноситься дома старого жилого фонда. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо разработать поэтапный план для каждого субъекта и соблюсти интересы всех участников процесса — местной администрации, застройщиков и, конечно, собственников сносимого жилья.
Читайте также:
«Современные дома в Москве – это клоповники, меня туда только вперед ногами можно переселить»
«Без реновации город придет в упадок, поэтому я поддерживаю намерение московских властей»
«Умри ты сегодня, а я послезавтра. Вот так мыслят наши чиновники»
«Мы – не лицо реновации, мы – инструмент, но не бульдозер, а карандаш с мозгами»
Дата публикации 01 июня 2018