Программа льготной ипотеки, которая была запущена государством в этом году для поддержки отрасли и покупателей новостроек, «разогрела» спрос и вызвала заметный рост цен на первичном рынке. Среди других итогов 2020 года – освоение застройщиками онлайн-сервисов, выбор покупателями квартир побольше и выход на рынок первого в России лайфворкинга – жилого проекта с полноценным коворкингом в своем составе. Подробнее об этом специально для Новострой-М рассказала Александра Мамохина, директор по маркетингу Level Group.
Как бы вы охарактеризовали уходящий 2020 год? Какими трендами он вам запомнился на рынке недвижимости?
Это был самый контрастный год, за который на рынке недвижимости произошло рекордное количество событий. Настоящие американские горки. Например, полная остановка всех строек в регионе на несколько недель. В апреле-мае — рекордный спад продаж из-за карантинных мер и локдауна в столице. И настоящий взрыв спроса на новостройки после внедрения льготной ипотеки.
Так, по итогам ноября в Москве рост числа зарегистрированных ДДУ к прошлому году составил 77%. Ипотечный спрос увеличился на 100% к прошлому году. За 11 месяцев, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, количество сделок выросло на 14%, ипотека – на 33%.
Какие бы ни происходили события, этот год позволил многому научиться. Мы отработали технологии удаленной работы и поняли, что это может быть эффективно. Сложнее пришлось строителям, поскольку впервые девелоперы столкнулись с дефицитом рабочей силы на площадках из-за закрытых границ. И это, безусловно, сделало очень сложным возвращение к прежним графикам строительства.
Мы по всем нашим объектам сроки сохранили и ввели ровно в срок комплекс Level Амурская. Но пока на рынке не найдено решение и только предлагаются инициативы по замещению иностранной строительной силы.
Что очень важно — изменился вектор потребительского интереса к планировочным решениям и бюджетам покупки квартир. Последние несколько лет многие покупатели даже в самых дорогих сегментах ратовали за рациональные метражи без излишеств. Однако длительное пребывание дома изменило этот подход.
Мы фиксируем рост сделок в сегменте просторных квартир с такими опциями как терраса, балкон. Увеличился спрос на евроформаты, которые позволяют гибко использовать объединенную кухню-гостиную в течение дня. Утром работать, а вечером — собирать всех за столом, ведь теперь больше времени на общение внутри семьи.
Другой важной темой года стала инициатива по смене статуса апартаментов и последующий запрет на их строительство. Это непростая история. Апартаменты являются востребованным продуктом. Например, в бизнес-классе спрос на данный формат за 11 месяцев года вырос на 68%, относительно аналогичного периода 2019 года. Доля апартаментов на рынке жилья составляет около 25% от всех продаваемых квадратных метров.
С одной стороны, востребованность апартаментов обусловлена ценой, которая существенно ниже, чем у аналогичных квартир. А с другой, покупателей привлекает расположение апартаментов в топовых локациях, где жилье построить невозможно. Введение запрета может сократить более доступное предложение в комфорт-классе, а также значительно повлиять на разнообразие и эксклюзивность проектов в лучших локациях.
Получат ли продолжение какие-то тренды 2020 года? Онлайн-продажи, например? Развитие онлайн-сервисов? Какие-то еще?
Девелоперы были вынуждены перейти на онлайн-сервисы в связи с пандемией. Но это не означает, что технология не будет востребована и впредь. Заключение сделок в удаленном режиме может быть интересно различным категориям покупателей. Например, клиентам из регионов, которые интересуются недвижимостью в Москве, а также инвесторам, которым не нужно приезжать в офисы продаж и которые могут удаленно оценить объект.
Есть немало интересных тенденций, которые получили большой импульс в 2020 году из-за пандемии и точно будут развиваться дальше. Например, тренд на удобную и разнообразную инфраструктуру для удаленной работы.
Мы предвидели это гораздо раньше, поэтому еще в прошлом году запланировали в наших проектах опции для людей с гибкими условиями труда. Например, мы первыми анонсировали проект лайфворкинга, под которым мы понимаем полноформатный коворкинг в многоквартирном доме.
То, как быстро этот термин закрепился в массовых коммуникациях и был поддержан другими игроками рынка, показывает, что 2020 год стал временем рождения новой инфраструктуры. Мы полагаем, что к 2025 году каждый второй крупный застройщик запроектирует в своем комплексе коворкинг. Изменились и подходы к планированию общественных пространств в жилых комплексах. На свежем воздухе также необходимо продумывать места для работы.
Например, уличные рабочие кабинеты появились на бульваре в нашем ЖК Level Амурская, а подвесные рабочие места под красивым навесом будут предложены в ЖК Level Причальный. Некоторый игровой элемент в организации этих рабочих пространств необходим, потому что многие современные профессии требуют вдохновения, креативного подхода, творческого настроения, который как раз среда вокруг должна создавать.
Ипотека уже достаточно популярный инструмент на рынке новостроек, но в этом году она бьет все рекорды. Это заслуга исключительно программы «Господдержка 2020»? (Льготная ипотека)
Конечно, льготная ипотека сегодня – основной драйвер спроса на рынке жилья в эти непростые времена. За январь-ноябрь в Москве было зарегистрировано 32,5 тыс. ипотечных сделок, а за аналогичный период прошлого года – 24,4 тысячи. Это существенный рост. Для сравнения, количество неипотечных сделок упало на 5%. Если в прошлом году было 23,9 тысяч таких сделок, то в этом году только 22,6 тыс.
По нашим оценкам, в комфорт-классе под условия субсидирования попадает примерно 95% кредитов, в бизнес-классе – 80%. Льготная ипотека позволила приобретать более дорогие, семейные квартиры в комфорт-классе, а также квартиры в более качественных домах бизнес-класса.
При этом важно понимать, что по мере снижения ЦБ ключевой ставки стандартная ипотека также значительно подешевела. Мы весь год фиксировали планомерное сжимание спреда между субсидированной и рыночной ипотечными ставками.
Цены, которые взлетели вверх в этом году на рынке первичного жилья: в чем причины? Какие сегменты, типы квартир, а также локации подорожали сильнее всего?
Да, действительно средняя цена в проектах лидеров рынка выросла на 8-30%. По итогам трех кварталов года стоимость жилья в бизнес-классе выросла на 15,5%, в комфорт-классе – на 7,1%. Это связано прежде всего с ростом доллара, который тянет вверх строительную себестоимость, особенно в дорогих сегментах.
Также растет стоимость рабочей силы из-за закрытых границ. К тому же рынок первый год работает по эскроу, что ожидаемо влияет на цены. Сказывается и ажиотажный спрос из-за льготной ипотеки.
Планируете ли вы выводить новые проекты на рынок в новом году? Где, в каком сегменте?
Да, наша компания выходит в элитный сегмент рынка недвижимости. Это новый важный этап в развитии. Мы приобрели первые две площадки, на первой береговой линии Москвы-реки в престижном районе Хамовники на Саввинской набережной — владения 27 и 17. Объём инвестиций в реализацию двух клубных домов превысит 5 млрд рублей.
Читайте также
В Москве скупают апартаменты: эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение спроса и рост цен
Автор: Юлия Краснова
Дата публикации 23 декабря 2020