Фокус благоустройства общественных пространств в Москве все больше смещается в сторону набережных. Развитию тренда способствует выход на рынок «у воды» крупных проектов редевелопмента промышленных зон, готовых инвестировать в речные берега. Возможно, именно набережные станут настоящим объединяющим элементом между коммерческой застройкой и городом. И тут возникает вопрос: как застройщикам сделать пространство интересным не только для будущих жителей этих домов, но и интегрировать его в существующую городскую среду. Об этом специально для Новострой-М рассказала Александра Мамохина, директор по маркетингу Level Group.
Последние десять лет реновация общественных пространств стала одним из главных трендов развития Москвы. Были благоустроены пешеходные улицы в центре, появились арт-кластеры. Только в 2019 году было благоустроено 126 районных парков. Всё это время крупные девелоперские проекты шли параллельным курсом относительно этих изменений. Однако набережные могут изменить и уже меняют такое положение дел.
Если парковых зон в столице насчитывается 572, то благоустроенных береговых зон – порядка 70. Но уже сейчас городом реализуется программа развития Москвы-реки и прибрежных территорий, рассчитанная до 2035 года. Протяженность водной артерии столицы в пределах городской черты составляет 83 км, а береговой полосы (по обеим берегам) – 201 км. Для такого масштабного развития очень важно, чтобы результатом пользовались люди. Причем не редкие, приезжающие в выходные или пару раз в неделю, а те, кто будет гулять здесь каждый день.
Особенно остро вопрос стоит с набережными промышленных зон, возле которых жилая застройка минимальна или полностью отсутствует. Поэтому успешное благоустройство речных берегов напрямую связано со строительством качественных девелоперских проектов, спланированных специально с учетом локации у воды.
Когда-то с этим были проблемы. На рынок выходили лишь точечные проекты премиум-сегмента, которые не предполагали масштабного благоустройства. Последние 5 лет на набережных заявляется все больше крупных жилых комплексов комфорт- и бизнес-класса. Но пока их не так много – сегодня лишь 7% жилых комплексов первичного рынка «старой» Москвы расположены на первой линии реки. Речь идет о 27 проектах или 325 000 кв. м квартир и апартаментов. И только у половины из них есть прямой выход на благоустроенную набережную.
В качестве примеров можно привести «Сити Бей», «Level Стрешнево», «Зиларт», «Сердце Столицы», «Береговой», «Акватория», «Мякинино Парк», «Домашний», Alia и др.
В большинстве случаев девелоперы проводят работы в рамках своих участков, но при этом проект должен быть проработан так, чтобы органично дополнить городские набережные.
Например, в проекте Level Причальный предусмотрен необычный двухуровневый двор с прогулочными и спортивными зонами, который будет соответствовать благоустроенной городской набережной, которая предполагает создание линейного парка: здесь планируются двухъярусные прогулочные террасы с лестницами, по которым можно будет спуститься к воде. А также обустроят детские и спортивные площадки, зону разноуровневых фонтанов, открытый кинотеатр, кафе с открытыми верандами.
Помимо благоустроенной территории необходимо создание качественной, в том числе коммерческой инфраструктуры, покрывающей потребности разных аудиторий – как жителей территорий, так и тех, кто приходит провести время на набережных.
Во-первых, реновация набережных – это новый огромный ресурс для дальнейшего развития стрит-ритейла, так как в современных новостройках доля коммерческих помещений составляет до 15% от общей площади проекта. Грамотный микс магазинов, ресторанов и сервисов крайне важен и для покупателей квартир, и для внешнего трафика горожан.
В проекты на набережных вполне возможно привлекать креативные, «хипстерские» бизнесы, способные создать уникальное предложение и атмосферу. Девелоперам таких проектов важно учитывать все накопленные достижения в развитии общественных пространств: отреставрированных парков, обновленных центральных улиц и площадей, креативных кластеров. Потому что в итоге конкурировать придется именно с ними.
Сегодня многие парки – это destination-площадки, объединяющие социальные функции (места для досуга, спорта, работы), современное искусство (музеи, арт-объекты, перформансы, видеомаппинг) и креативный бизнес (нестандартные концепции стрит-фуда, маркеты, книжные лавки и прочее). Поэтому проектам на набережных просто необходимо учитывать фактор уникальности и привносить в городскую среду форматы и решения, которых раньше не было.
Например, гастромаркеты ранее никогда не открывались на территории жилых комплексов — это было просто нецелесообразно. Однако в проектах в зоне реконструкции набережных есть экономический смысл внедрить этот формат.
Жители обеспечат спрос на доставку, мероприятия, ужины в будние дни, а внешний спрос – на выходные и праздники. В результате сочетание внутреннего и внешнего спроса уравновесит бизнес-модель и придаст ей больше устойчивости. Полноценные коворкинги в ЖК также возможны тогда, когда есть внешний спрос. А с учетом запроса людей на оптимизацию временных затрат на поездки на работу и в места проведения досуга, эти локации смогут стать более востребованными горожанами именно в ежедневном режиме.
Иногда для того, чтобы эти креативные бизнесы развивались, надо немного. Например, запланировать помещения на первом этаже с входами с улицы. Чем не частная галерея, мастерская художника или скульптора, который может выставлять свои работы на своем участке перед апартаментом? Или семейное кафе с кофе на вынос – оно тоже может составить обаяние места.
Примером такой редкости является открытие у ЗИЛа открытого бассейна – таких в Москве единицы. На тот же эффект явно рассчитывает смотровая площадка с длинной барной стойкой в парке у «Сердца Столицы». Не исключено, что это самая длинная барная стойка на открытом воздухе.
Таким образом, если застройщики жилых проектов у воды совместно с городом смогут создать синергию различных досуговых функций, нишевых бизнесов и, возможно, даже современного искусства, мы получим совершенно новый тип пространств. В выигрыше оказываются и покупатели жилых комплексов.
Если раньше в шаговой доступности у них был набор только жизненно необходимой инфраструктуры – магазин, максимум 1-2 ресторанные точки, детский развивающий клуб, то сейчас они могут получить абсолютное разнообразие самых современных решений, не переплачивая за это дополнительные деньги.
Читайте также
Москву застроят по-крупному: проекты-великаны захватывают столичный рынок
Почем чистый воздух: сколько стоят квартиры в экологически безупречных районах Москвы
Автор: Александра Мамохина специально для Новострой-М
Дата публикации 05 мая 2021