Купить квартиру в новостройке Москвы или Подмосковья сегодня можно по льготной (субсидируемой) ипотеке по 11,4-12% годовых. Однако уже давно на рынке первичного жилья действует коммерческая или так называемая маркетинговая ипотека, когда ставка по кредиту еще ниже, но не на весь срок кредитования, а лишь на год-два. Novostroy-M.ru узнал, при покупке квартир в каких новостройках покупатели могут сэкономить дополнительно, а также почему пониженная ставка действует лишь первое время.
Главной интригой этой весны был момент, когда и покупатели, и участники рынка гадали – продлят власти или нет льготную (субсидированную) ипотеку. Как известно, в рамках этой программы ставка по ипотечным кредитам на покупку квартиры в новостройке равнялась 12%. Программу продлили, а вместе с ней и партнерские программы маркетинговой ипотеки.
Маркетинговая ипотека или ипотека со сниженной процентной ставкой – это совместная программа банка и застройщика, когда последний компенсирует банку несколько процентов на первые год-два. Это выгодно и банку, и застройщику, и покупателям. Банк получает доход от выдачи ипотечных кредитов по обычной ставке – ведь разницу ему доплачивает застройщик (т.е. разницу между рыночной ставкой и ставкой в кредитном договоре своего клиента), он в свою очередь получает новый приток спроса, а покупатели возможность сэкономить хотя бы несколько лет.
Как отмечает Смирнова Наталья, заместитель директора департамента продаж ГК «Гранель» по вопросам ипотечного кредитования, программа субсидирования ипотеки застройщиком позволяет значительно снизить финансовую нагрузку по ежемесячному платежу для заемщика, в то же время позволяет увеличить продажи на 15-50% (в зависимости от класса жилья и качественных характеристик проекта).
Однако, как уточняет специалист, при всех положительных моментах этот механизм имеет и один существенный минус. «Застройщик, который компенсирует недополученный доход банка по ипотечному кредиту за счет собственных средств, вынужден искать пути уменьшения себестоимости строящегося объекта недвижимости, оптимизировать весь процесс строительства, чтобы не допустить увеличение размера рыночной стоимости, иначе данная схема теряет весь свой смысл», – объясняет Наталья Смирнова.
«Главный момент: наличие расходов в связи с программой компенсации ставок, и каждый застройщик должен решить, работает ли он с текущим уровнем продаж, либо несет дополнительные затраты, но при этом объем сделок увеличивается»
Кристина Шульгина, «НДВ-Недвижимость»
Опрошенные Novostroy-M.ru эксперты сказали, что сегодня схема маркетинговой ипотеки между застройщиками и банками уже отлажена. Если несколько лет назад банки первыми предлагали заключить такое соглашение, то сейчас застройщики сами обращаются в кредитные организации. По словам представителя компании «КомСтрин», прежде всего банки приходят к тому девелоперу, с которым уже был опыт положительный сотрудничества. «Если опыта сотрудничества не было, то банки аккредитуют объект только на высокой стадии готовности, особенно это характерно для регионов, – уточнил источник из компании «КомСтрин» и добавил – Банкам выгодно сотрудничать с застройщиками, так как для них это дополнительный источник дохода. Но при этом банки оценивают репутацию застройщика и прослеживают положительную кредитную историю. Надежность, как правило, оценивается по предшествующему опыту реализации проектов девелопером».
Удобнее всего маркетинговая ипотека для обычных покупателей квартир в новостройках, ведь это отличная возможность сэкономить. Как отмечает руководитель департамента ипотеки компании «НДВ-Недвижимость» Кристина Шульгина, на сегодняшний день основной объем выданных кредитов проходит в рамках госсубсидирования: оформить ипотеку можно в среднем под 11,4-12%, поэтому предложения, позволяющие еще больше снизить ставку, популярны среди заемщиков. «Доля покупателей, планирующих воспользоваться кредитными средствами, очень велика, поэтому наличие коммерческого субсидирования становится мощным фактором, позволяющим увеличить спрос», – подчеркивает специалист.
«Для покупателя схема субсидирования абсолютно безопасна и прозрачна, т.к. в кредитном договоре в обязательном порядке прописывается размер годовой ставки по кредиту (на весь срок или на определённый период, в зависимости от условий программы выбранного банка) и никаких «подводных камней» быть не может»
Наталья Смирнова, ГК «Гранель»
По мнению источника в компании «КомСтрин», даже 0,5% для недвижимости – это большая сумма, поэтому некоторые покупатели ищут именно такие предложения на рынке и ждут заключения соглашения между банком и застройщиком. «Ведь сэкономить можно немало, – объясняет источник. – Но сегодня редко кто из застройщиков предлагает маркетинговую ставку на весь период кредитования. В основном, такие предложения распространяются на первый год ипотеки».
Как замечает директор ипотечного центра компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Татьяна Гусева, сниженная процентная ставка, хоть и на первый год-два, интереснее покупателем, чем стандартная ставка на весь срок. «Однако существует психологический барьер – это отсутствие скидки, – рассказывает специалист. – Скидка для потенциальных покупателей понятнее, конечная стоимость сразу известна, чего не скажешь про снижение ставки или части ставки».
Кристина Шульгина добавляет, что сам инструмент (ипотека со сниженной ставкой) получил развитие как раз на фоне повышения ключевой ставки и старта госсубсидирования. «Это очень выгодный вариант как для заемщиков, которые могут оформить кредит по хорошей ставке и сэкономить на процентах, так и для банков, которые компенсируют недополученную прибыль от клиента за счет средств застройщика», – подчеркивает эксперт.
Строящиеся жилые комплексы, в которых действует маркетинговая ипотека
Новостройка | Застройщик | Банк | Процентная ставка | Период |
---|---|---|---|---|
ЖК «Ленинградский» | «Агиасма» | Промсвязьбанк | 5,99% | Первый год кредитования |
мкр. «Красногорский» | «Град» | Промсвязьбанк | 5,99% | Первый год кредитования |
ЖК «Митино Дальнее» | «КомСтрин» | ДельтаКредит | 10% | Весь период кредитования |
ЖК «Спасский мост» | «КомСтрин» | ДельтаКредит | 10% | Весь период кредитования |
мкр. «Центр Плюс» | «КомСтрин» | ДельтаКредит | 10% | Весь период кредитования |
UP-квартал «Сколковский» | ФСК «Лидер» | Райффайзенбанк | от 8,85% до 10,9% | Весь период кредитования |
UP-квартал «Новое Тушино» | ФСК «Лидер» | Райффайзенбанк | от 8,85% до 10,9% | Весь период кредитования |
ЖК «Дыхание» | ФСК «Лидер» | Райффайзенбанк | от 8,85% до 10,9% | Весь период кредитования |
ЖК «Поколение» | ФСК «Лидер» | Открытие | от 8 до 10% | Первый год кредитования |
ЖК «Новое Измайлово-2» | ФСК «Лидер» | Открытие | от 8 до 10% | Первый год кредитования |
ЖК «ЗаМитино» | KASKAD Family | ДельтаКредит | 8,5% | Весь период кредитования |
ЖК «Домодедово Таун» | KASKAD Family | ДельтаКредит | 8,5% | Весь период кредитования |
ЖК «Столичные Поляны» | ГК «Мортон» | Сбербанк | 9,4% | Первые два года |
Возрождение | 8,75%/10% | Первый год/Первые два года | ||
Связь-банк | 8,1% | Первые два года при 50% первом взносе | ||
Райффайзенбанк | 7,5%/9,25% | Первый год/Первые два года | ||
Газпромбанк | 9,2% | Первые два года | ||
ЖК «Петр I» | ГК «Мортон» | Сбербанк | 9,4% | Первые два года |
Возрождение | 8,75%/10% | Первый год/Первые два года | ||
Связь-банк | 8,1% | Первые два года при 50% первом взносе | ||
Райффайзенбанк | 7,5%/9,25% | Первый год/Первые два года | ||
Газпромбанк | 9,2% | Первые два года | ||
ЖК «Прима-Парк» | ГК «Кортрос» | Райффайзенбанк | от 7,5% | Весь период кредитования |
ЖК «Новогорск Парк» | «Химки Групп» | Возрождение | 10,5% | Первые два года |
ЖК «1147» | «Шатер Девелопмент» | Россельхозбанк | 9% | На первые 5 лет при первом взносе от 50% |
ЖК «Одинбург» | AFI Development | Возрождение | 5,5% | Первые два года |