Минстрой утвердил новые правила, согласно которым строящийся объект может быть отнесен к проблемным. Теперь для такого решения у чиновников гораздо больше оснований. Эксперты опасаются, что новые критерии могут привести к резкому увеличению числа обманутых дольщиков. Новострой-М разобрался, что конкретно изменилось для дольщиков и в чем ключевые отличия старых и новых критериев для внесения в Реестр проблемных объектов.
«Вряд ли стоит опасаться резкого увеличения числа обманутых дольщиков» - считает партнер юридической фирмы Via lege Денис Артемов. «Ведь включение в Реестр не является панацеей от недобросовестных застройщиков – вопросы достраивания даже официально признанных проблемных объектов решается годами. К тому же речь идет о включении в это правое поле уже существующих обманутых граждан, которые в силу тех или иных причин не признаны «пострадавшими». В реальности они пострадавшие, а юридически – нет. Однако не стоит забывать, что такие граждане тоже столкнулись с проблемными объектами, и также пытаются решить возникшую ситуацию - путем обращения в суды, самоорганизации в ЖСК, обращением в местные органы власти. Поэтому органы власти не могут их «не видеть», несмотря на отсутствие в официально Реестре».
Новый приказ «О внесении изменений в критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан» утвержден Минстроем в конце января 2018 года и вступил в силу 23 февраля.
Документ содержит 5 важных изменения относительно старых правил. Итак, теперь дольщик имеет право требовать включить его в Реестр:
С одной стороны - это правильно, так как если гражданин расторг ДДУ или уступил права на квартиру кому-то другому, он уже не является участником строительства и не имеет отношения к «проблемному объекту». А если объект введен в эксплуатацию, его вряд ли можно продолжать считать проблемным.
С другой стороны - как быть с гражданами, которые расторгли ДДУ, но не получили обратно от застройщика вложенных денег? Можно ли исключать их из числа обманутых?
Раньше указанных критериев не было.
К сожалению, новый Приказ не решил две очень важные проблемы обманутых дольщиков:
Зачем строящийся объект включать в реестр проблемных?
Это поможет дольщику надеяться на положительное разрешение ситуации: под контролем Минстроя региональные власти, взяв на учет объект, должны будут составить дорожную карту и каждый квартал отчитываться перед ведомством о том, что они предпринимают для урегулирования ситуации.
В конце 2017 года по данным Минстроя в России на учете состояло 830 проблемных объектов и насчитывалось 36,6 тыс. обманутых дольщиков. В январе 2018 года по данным «Института развития строительной отрасли» в стране было зафиксировано 281 застройщик-банкрот, тогда как в мае 2017 года их было 143. Таким образом, за 9 месяцев количество обанкротившихся застройщиков в России увеличилось почти в 2 раза.
По мнению специалистов института, вторая проблема – это строительные компании, которые находятся в активной стадии банкротства. Их количество за тот же период выросло — с 122 до 246. Объем незавершенного ими строительства показал 70% рост. Эти застройщики не завершили возведение 989 домов (данные на январь 2018 года), что примерно составляет 126 845 квартир совокупной площадью 6 642 359 кв. метров.
В целом новеллы можно расценить как положительные: они во многом упрощают получение гражданами статуса пострадавших, что дает участникам долевого строительства дополнительные возможности решить вопрос с «проблемной новостройкой» под контролем государства.
Читайте также:
«Как я купил свежий воздух в ипотеку на 15 лет» - рассказ дольщика ЖК «Валь д'Эмероль»
В 2017 году были сданы в эксплуатацию 56% заявленных к вводу новостроек
Дата публикации 14 марта 2018