Поиск новой квартиры для многих москвичей сопряжен с не менее важной задачей: купить место в паркинге. Цена «дома для автомобиля», как и количество мест, и тип паркинга, зависят от класса новостройки и финансовых возможностей девелопера.
Под землей или на виду?
То, каким будет паркинг – подземным или наземным, просторным или небольшим – определяется концепцией проекта.
Для элитного сегмента нормой принято считать два машиноместа на одну квартиру. Для других категорий жилья значения несколько ниже – 1,7 и 1 для бизнес- и эконом- сегментов, соответственно. Ольга Тараканова, руководитель отдела московских продаж компании Knight Frank |
Число мест также регулируется СНИПами. По данным директора инвестиционного департамента TEKTA GROUP Романа Семчишина, нормой сегодня считается 250-350 машиномест на 1000 квартир. В Подмосковье могут существовать свои территориальные показатели (например, в Мытищах пропорция мест в паркинге и квартир 1:1). При расчетах обязательно учитывают площадь участка, плотность застройки, геологические характеристики.
Строительство подземного паркинга, как правило, требует существенного финансового вложения, что поднимает конечные цены на машиноместа, которые сегодня и так достаточно дорогие. Ведущий специалист аналитического центра компании Est-a-Tet Владимир Богданюк |
Как отмечает руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь: «Если в комплексе эконом-класса паркинг, как правило, бывает отдельно стоящим или наземным, то в комфорт-классе, скорее всего, предусмотрят подземную парковку». Строить под землей гораздо дороже, чем на поверхности. Именно поэтому в микрорайонах комплексной застройки чаще возводят многоярусные наземные паркинги, в компактных комплексах бизнес-класса предпочитают подземные.
В подмосковном проекте Мортонград «Бутово» общей площадью 1,4 млн кв. метров построят несколько крупных наземных паркингов, а в новостройке бизнес-класса «Штаб-Квартира на Мосфильмовской», состоящей из апартаментов и офисного центра, под многоуровневый паркинг на 477 машиномест отведено четыре подземных этажа.
Сколько стоит дом для машины?
По данным компании «Миэль-Новостройки», цены на паркинг можно классифицировать по трем категориям:
По данным на июнь этого года, средняя стоимость места в паркинге в Москве составляла 970 тысяч рублей. При этом наиболее значительный «разбег» в ценах на парковочное место в пределах одного сегмента зафиксирован в эконом-классе: здесь разница между самым дорогим и самым дешевым предложением составляла 7,5 раз. В элитных новостройках диапазон гораздо уже – всего 1,8 раза. Это объяснимо: цены здесь преимущественно очень высокие, чаще всего сопоставимые со стоимостью дешевых квартир.
Наиболее дорогим в эконом-классе оказался ЖК «LIFE-Митинская», где место в паркинге продавалось за 1,5 млн руб. В бизнес-сегменте доступными машиноместами радуют жилые комплексы «Мос-Анжелес» и «Искры радости» (цена места – 800 тысяч рублей). В элитном сегменте самыми дорогими были и остаются паркинги в новостройках «Золотой мили»: «Гранатный, 6», «Park Palace» и в других проектах на Остоженке.
Цены на машиноместа в паркингах популярных московских проектов:
Самыми дорогими являются машиноместа на подземных парковках, на 25-30% дешевле обходятся сопоставимые по расположению и качеству парковочные места в наземных парковках. Самыми доступными по цене остаются отдельно стоящие многоуровневые стоянки, потому что такие парковки более вместительны, недороги в строительстве и эксплуатации. Ольга Тараканова |
По словам Романа Семчишина, яркую динамику продаж демонстрирует жилой комплекс «Ньютон». При полусотне сделок по квартирам в месяц здесь заключается 39-40 сделок по покупке паркинга. В элитном сегменте удачными проектами можно считать все дома на Патриарших («Гранатный, 6», «Гранатный, 8»), где было строго рассчитано количество мест на квартиры и пентхаусы. Стоимость машиноместа составляла от $200 тысяч до $250 тысяч. Вообще в домах в районе Патриарших существенный дефицит паркинга, поэтому машиноместа там покупают хорошо. «Если соблюдается адекватный баланс соотношения количества квартир, пентхаусов к количеству машиномест, то в элитном жилье проблем с реализацией паркинга не будет» – комментирует Ольга Тараканова.
Спрос
Обычно спрос на машиноместа гораздо сдержаннее, чем на квартиры в новостройке. Многим девелоперам знакома ситуация, когда квартиры все проданы, а паркинг реализован не полностью.
Для покупателей приоритетней сделать ремонт или выплатить проценты по кредиту, тем более что большинство квартир приобретается с привлечением ипотеки. Поэтому вторая волна покупки машиномест начинается после того, как жильцы въедут в новый дом. Роман Семчишин, директор инвестиционного департамента TEKTA GROUP |
В компании «НДВ-Недвижимость» уточнили, что обычно машиноместа активнее всего раскупаются на высокой стадии готовности проекта или уже после его сдачи. Аналогичного мнения придерживается и генеральный директор «Мортон-Инвест» Антон Скорик: «Заинтересованность в покупке машиноместа многие жители проявляют после заселения. На первых порах они предпочитают оставлять автомобили во дворах даже при наличии оборудованного охраняемого паркинга. И только со временем паркинги постепенно заполняются арендаторами и покупателями».
Спрос на паркинги нельзя назвать ажиотажным, поэтому застройщики в процессе строительства первой очереди обеспечивают покупателей временной альтернативой – местами на огороженных автостоянках. В целом же спрос зависит от ценообразования. Завышенная стоимость резко сокращает число желающих приобрести место для автомобиля. Снижать спрос может и плохо продуманное зонирование, при котором все машиноместа зависимы или на один автомобиль отводится слишком мало площади.
Россия и Запад: подход к вопросу парковок
Принципиальных различий между организацией паркингов в России и за рубежом нет. Например, площадь паркинга по европейским стандартам должна занимать не меньше четверти общей площади дома. В России это соотношение тоже выдерживается. Отечественные застройщики, особенно в элитном сегменте, стараются ориентироваться на европейский опыт и возводить автоматизированные гаражи. В качестве примера изучают принцип укладки балочных перекрытий для создания парковок без промежуточных опор, наклонных перекрытий с продольным уклоном для размещения парковочных мест и междуэтажного движения.
Если опираться на европейский опыт, то стоит отметить, что там земля под парковку под окнами закреплена за резидентами, а всех посторонних эвакуируют. В Европе паркинги в основном подземные, к чему стремится и Россия. Но нужно учитывать, что строительство подземных парковок обходится дороже, чем обустройство наземных, и у нас это могут себе позволить далеко не все застройщики. Алексей Кирдяшов, Ауди Центр Восток |
Вместе с тем, России еще далеко до уровня автоматизации западных паркингов. В Европе широко применяются парковочные системы типа Klaus: автомобили здесь помещаются в раздаточный механизм, который сам перемещает их в блок хранения и распределяет по свободным местам. Строить же вертикальные и прочие паркинги с механическими устройствами перемещения машин в Москве, по признанию девелоперов, слишком дорого, а потому неэффективно.