С 2014 года в Московском регионе реализуется масштабный проект – Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113 (ЦКАД). Какие проблемы могут возникнуть при строительстве трассы, кто выиграет, а кто проиграет от новой магистрали – разбирался Новострой-М.
Справка: ЦКАД возводится на территории Новой Москвы и Московской области, от МКАД ее будут отделять 50 км. Протяженность новой скоростной дороги – около 530 км, она не затронет крупные населенные пункты, при этом соединит главные вылетные столичные магистрали – Волоколамское, Горьковское, Дмитровское, Калужское, Каширское, Киевское, Ленинградское, Минское, Рязанское, Симферопольское и Ярославское шоссе. ЦКАД разделена на 5 пусковых комплексов/этапов, бесплатным будет только один участок.
Источник: stroi.mos.ru
Проект ЦКАД, на первый взгляд, очень нужный Московскому региону. По словам Татьяны Подкидышевой, директора по продажам «НДВ-Супермаркет недвижимости», новая магистраль уведет транзитные потоки от существующих населенных пунктов, избавит их от пробок и выхлопных газов на вылетных магистралях, сократит расходы бизнеса на транспортировку товаров различного назначения, даст людям дополнительные рабочие места, развитие и благоустройство новых территорий и т. д. Также будут сформированы крупные международные транспортные коридоры: «Лондон – Нижний Новгород», «Хельсинки – Юго-Восточная Европа», «Север – Юг» и «Хельсинки – Нижний Новгород».
Однако бОльшая часть ЦКАД предполагается платной, поэтому, по мнению Натальи Козловой, коммерческого директора Tekta Group, есть риск, что она не будет популярна для грузоперевозок: «Нигде в мире нет платной кольцевой дороги вокруг мегаполисов, потому что они должны не «зарабатывать» деньги, а разгружать улицы столиц». В конце 2013 года глава госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор» – заказчик ЦКАД) Сергей Кельбах заявлял, что средневзвешенный тариф при проезде составит 2,32 руб./км. Вряд ли такая цена останется спустя столько лет.
К этому стоит добавить, что если не будут расширены проблемные точки будущей магистрали, она не справится с планируемым грузопотоком, в том числе с международными перевозками, и встанет в пробках, а это также снизит востребованность дороги. Таких неблагополучных узких мест «Автодор» насчитал 11 штук.
Строительство ЦКАД может иметь и серьезные отрицательные экологические последствия. По данным Greenpeace, из-за магистрали будет уничтожено 7% лесов Московской области – вырубке подвергнутся не только площади под саму дорогу, но и под сопутствующую инфраструктуру (логистические центры, таможенные терминалы, торговые центры). При этом речь идет о лесозащитной полосе, которая формировалась с 1935 года для улучшения экологического баланса Московского региона. По прогнозам экологов, масштабное уничтожение природных ресурсов может привести к нарушению экосистемы и деградации лесных, луговых и других объектов.
Конечно, властями предусмотрен ряд мероприятий по сохранению окружающей среды. Как рассказала Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE, вдоль трассы будут установлены шумозащитные экраны, устроены ливневки с возможностью локального очищения стоков для того, чтобы загрязненная вода не попадала в почву. Но полностью нивелировать отрицательное воздействие новой крупной дороги на окружающую среду вряд ли получится.
Новая магистраль отрицательно повлияет на стоимость жилья, которое расположено неподалеку. Многоквартирных проектов, которые граничили бы с ЦКАД, на сегодняшний день нет, однако между Московским малым кольцом и новой трассой все же располагается несколько поселков. По мнению Марии Литинецкой, ликвидность таких объектов значительно снизится. Одно дело любоваться природой на летней веранде у дома, и совсем другое – наблюдать шумную магистраль. Неудачное «соседство» с новой трассой может снизить цены на коттеджные поселки на 15-25% в зависимости от расстояния до ЦКАД.
Сейчас зона строительства ЦКАД с точки зрения рынка жилья Московского региона – это дальняя периферия, которая не отличается ни высоким спросом покупателей, ни масштабным строительством. Однако наличие поблизости скоростной магистрали все же будет в плюс девелоперам. Как рассказал Алексей Лухтан, директор по маркетингу и продажам ЖК «Румянцево-Парк» компании Lexion Development, на фоне пика девелоперской активности в ТиНАО правительством было принято решение ограничить получение разрешений на строительство жилья. Поэтому строительство ЦКАД в первую очередь окажет влияние на развитие рынка коммерческой недвижимости и, как следствие, создаст предпосылки для создания рабочих мест на присоединенных территориях.
Согласна с этим и Мария Литинецкая: «Пока девелоперы не освоят близлежащие от Москвы территории, локации у ЦКАД вряд ли будут интересны для строительства жилья. Не зря на присоединенных к столице территориях 93,3% квартир располагается в НАО и только 6,7% – в ТАО». Тем более проезд по большей части ЦКАД будет платным, и люди, которые не смогли себе позволить жилье ближе к столице, вряд ли будут готовы отдавать немалые суммы за каждодневное перемещение, пусть и по скоростной современной трассе. Поэтому у новой магистрали будут строиться складские комплексы и другие объекты коммерческой недвижимости, а не жилье.
Таким образом, если после завершения строительства ЦКАД выполнит все заложенные в нее функции по разгрузке дорог, перераспределению транспортных потоков, достаточном количестве развязок – она сможет стать катализатором развития коммерческой застройки на территории Новой Москвы и Подмосковья. Но это все в будущем, а что же происходит с дорогой сейчас?
Главная проблема – финансовая. По сообщениям СМИ, на расшивку проблемных узких мест требуются дополнительные 45 млрд рублей. Помимо этого еще 2,6 млрд рублей нужны на 4-й участок ЦКАД – эти деньги пойдут на работы по переносу сетей и изъятие дополнительных земельных участков. Общая стоимость проекта выросла на 13,5 млрд рублей (4%) – с 299,84 млрд до 313,27 млрд.
Первоначально ЦКАД планировалось сдать в 2018 году, но сроки сдачи постоянно сдвигались из-за системных проблем: низкого качества проектирования, продолжительности процедур по изъятию земельных участков, недостатка рабочих и техники. При строительстве новой магистрали Счетной палатой выявлены многочисленные многомиллиардные нарушения.
В этом году по планам будет достроен первый участок 1-го пускового комплекса – от М4 «Дон» до 11 км трассы А107, он соединит Симферопольское (Варшавское), Калужское и Киевское шоссе. Скоростная бессветофорная трасса будет иметь по 2 полосы движения в каждую сторону. В высокой степени готовности находится 5-й пусковой комплекс, который пройдет от М11 «Москва – Санкт-Петербург» до 11 км А107 по территории районов Наро-Фоминский, Одинцовский, Истринский, Солнечногорский и городского округа Звенигород. Проезд на этой 4-полосной трассе будет бесплатным.
Строительство второго участка 1-го пускового комплекса (от 11 км трассы А107 до М1 «Беларусь») и 2-го пускового комплекса (от М1 «Беларусь» до М11 «Москва – Санкт-Петербург») начнется после 2022 года. 3-й этап (от М-11 «Москва – Санкт-Петербург» до М-7 «Волга») могут закончить в 2020 году, 4-й этап (от М-7 «Волга» до М-4 «Дон») – в 2021-м. Новый срок полной реализации Центральной кольцевой автомобильной дороги – 2025 год.
Читайте также:
Повторит ли ЦКАД судьбу МКАД? Стоит ли дорога вырубленных лесов?
Северо-Западная хорда: как повлияет магистраль на стоимость новостроек?
Новые дороги и станции метро в 2019 году: до каких новостроек Москвы добраться станет проще?
Дата публикации 12 апреля 2019