Выбираете квартиру в новостройке Подмосковья или присматриваетесь к Новой Москве? Тогда знайте: ваш ЖК должен располагаться минимум в 1 км от автотрассы и в 500 метрах от ЛЭП и сотовых вышек. Об остальных нюансах жизни за городом, а также о минусах и плюсах экологии Новой Москвы и области, Новострой-М рассказали эксперты компании EcoStandard group.
Портал Новострой-М и EcoStandard group продолжают цикл совместных публикаций об экологических аспектах рынка недвижимости. Катерина Веселова, руководитель департамента экологической экспертизы и мониторинга, и Сергей Сысоев, руководитель отдела экологической экспертизы поделились с нами своим мнением о жизни на присоединенных территориях и в Московской области, а также рассказали об очевидных плюсах, но и возможных минусах экологии жизни за городом.
Плюсы экологии в Новой Москве
С плюсами все довольно очевидно. В Новой Москве меньше транспорта, он сконцентрирован на больших трассах, а внутри населенных пунктов нет такой загруженности, как в основной части Москвы. Именно автомобильный транспорт является основным источником загрязнения воздуха в Москве, и его меньшее количество делает качество воздуха в Новой Москве значительно лучше, чем в «старой».
Несмотря на развитие Новой Москвы, плотность и количество объектов инфраструктуры в ней все еще значительно меньше, чем в основной части столицы. Жилые дома и бизнес-центры, общественные, торговые и развлекательные учреждения, транспортная, теплоэнергетическая инфраструктура и любые другие объекты оказывают негативное влияние на окружающую среду, и чем их меньше, тем меньше это влияние. Безусловно, стремление к экологичности не должно быть в ущерб комфорту людей, поэтому одной из задач современной и будущей «зеленой» экономики является создание экологичных зданий и объектов, которые выполняли бы свои функции и не вредили природе.
Но вернемся к теме. Все незастроенные территории в Новой Москве – это леса, поля, болота, пруды, заповедники и т.д. Эти зеленые площади поглощают углекислый газ и производят кислород, задерживают пыль, предотвращают эрозию почвы, создают места для отдыха и рекреации, а при необходимости даже снабжают пищей. Жителю Новой Москвы нужно потратить гораздо меньше времени, чтобы оказаться на природе, чем жителю Москвы внутри МКАДа. Это большой плюс.
Кстати, про пыль. Ветровая эрозия сельскохозяйственных полей в области производит пыль, но ее все равно меньше, чем в Москве, где основной источник пыли, как ни странно, - это стирающиеся автомобильные покрышки.
В отличие от города, выбирая жилье в Новой Москве, всегда можно найти участок вдали от плотной застройки, автомобильной дороги или промзоны. Это снижает количество источников загрязнения воздуха химическими выбросами.
Конечно, в Новой Москве, Подмосковье и близлежащих областях есть свои промышленные объекты и целые кластеры, где нагрузка на окружающую среду возрастает. Например, на территории Людиновского района Калужской области есть особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Калуга». На площади около 1000 га расположены 13 производственных предприятий: химических, фармацевтических, строительных, сельскохозяйственных и других.
В таких зонах ведется строгий экологический контроль. Несмотря на то, что обилие сбросов и выбросов в любом случае повышает нагрузку на окружающую среду в районе производств, подобных кластеров мало, а отдельно стоящие предприятия точечны и радиус их выбросов ограничен.
Минусы экологии в Новой Москве
Полигоны твердых бытовых отходов стали горячей темой не просто так – при неправильной эксплуатации они потенциально опасны и вредны, но они, по крайней мере, известны. От неизвестных несанкционированных свалок вреда не меньше, если не больше. Часто о них знают только местные жители, которые не всегда могут повлиять на ситуацию, и власти, которые не стремятся распространяться о проблеме или по каким-то причинам не могут ее решить.
По данным РИА Новости за август 2017 года, на интерактивную карту Общероссийского народного фронта была нанесена 381 свалка в Подмосковье, из которых 202 были ликвидированы благодаря обращениям граждан в проект «Генеральная уборка». Сколько нелегальных свалок в Подмосковье на 2018 год, неизвестно.
Свалки и мусорные полигоны влияют не только на качество воздуха из-за выбросов свалочного газа, о котором много пишут СМИ в связи с ситуацией вокруг полигона «Ядрово». Свалочный газ есть на всех полигонах, он образуется всегда из-за процессов распада и гниения, и это нормально. Как он себя поведет, предсказать невозможно, но есть технологии по купированию выбросов и борьбе с этим газом. Вопрос в том, применяют ли их полигоны? Узнать это почти невозможно, пока не случится выброс.
Еще одна проблема – выделение свалочного фильтрата в почву и воду. По закону на каждом полигоне должна быть проложена гидроизоляция, но проверить ее наличие без специальной экспертизы невозможно.
Автотрассы
Полигоны, наверное, главная, но точно не единственная экологическая проблема Новой Москвы и Подмосковья. Следующая по важности - автомобильные трассы. В 2013 году губернатор Московской области в интервью «Московским Новостям» рассказывал, что ежедневно в Москву ездят на работу около полутора миллионов жителей Подмосковья – треть всего трудоспособного населения региона. Судя по пробкам на трассах и давке в электричках – за пять лет ситуация особо не поменялась. Из-за загруженности дорог на прилегающие к ним территории ложится акустическая и вибрационная нагрузка от движущегося транспорта, идет загрязнение воздуха и почвы от автомобильных выбросов, от дороги летит пыль.
Мы рекомендуем за городом выбирать жилье на расстоянии минимум 1 км от трассы. Хорошо, если между дорогой и вашим населенным пунктом будет лесополоса, экраны или любой естественный барьер, обусловленный рельефом. В Европе применяются системы очистки воздуха, интегрированные в шумоизоляционные экраны, установленные на протяжении всей дороги. В России мы такого, к сожалению, не видели, хотя по степени автомобилизации мы не уступаем многим европейским странам, а уж про пробки в час пик из области в Москву и вовсе умолчим.
Аэропорты
Локальную, но более сильную по сравнению с трассами акустическую и вибрационную нагрузку на соседние территории дают аэропорты. Наша практика показывает, что комфортное расстояние от жилья до аэропорта составляет не менее 30 км, однако в зависимости от величины и загруженности аэропорта оно может меняться.
Линии электропередач (ЛЭП) и сотовые вышки за городом расположены локально, и их легко избегать, не гуляя под ними по полям. Чем больше населенный пункт, тем выше в нем электромагнитный фон, и тем ближе к домам будут располагаться ретрансляторы и прочее оборудование.
Российское законодательство нормирует не расстояние от ЛЭП и сотовых вышек до жилых помещений, а уровень электромагнитного излучения в домах и квартирах. Оборудование ретрансляторов бывает разное по направленности, мощности потока излучения и другим параметрам – в том числе и расстоянию от жилых помещений.
Мы рекомендуем жить от ЛЭП и сотовых вышек минимум на расстоянии 500 метров, хотя наш опыт измерений уровня электромагнитного излучения (ЭМИ) показывает, что и на гораздо меньшем расстоянии уровень безопасный и в пределах нормы по СанПиНу 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Точно определить соответствие уровня ЭМИ у вас дома установленному нормативу может только соответствующий замер этого уровня при помощи специального оборудования.
Некоторых жителей Подмосковья и Новой Москвы заботит близость к их поселкам и коттеджам радиолокационных станций (РЛС). Воздействие РЛС направлено, грубо говоря, в небо, а не на жилые объекты, и «на земле» обычно ограничивается радиусом приблизительно в 1 км. К военному объекту на такое расстояние вы, будучи гражданским лицом, скорее всего, и не подойдете.
Вывод
Вывод прост: жилье в Новой Москве будет однозначно экологичнее недвижимости в основной части столицы при соблюдении нескольких условий: жилой комплекс не должен располагаться рядом с полигоном ТБО, ближе 1 км к автомобильной трассе, ближе 500 метров к ЛЭП и сотовым вышкам, ближе 1 км к РЛС.
Стоит также учесть материалы, из которых построен и которыми отделан ваш дом или квартира. В предыдущих колонках мы писали о неочевидных опасностях бетона и о том, что экологичнее: монолит, кирпич или панель.
Читайте также:
Как не купить квартиру «с душком»: свалки и мусорные полигоны Подмосковья
Названы самые чистые районы Москвы
Топ-10 районов массовой застройки жильем с лучшими экологическими показателями
Дата публикации 08 мая 2018