Пережив уже не один кризис, московские застройщики выработали навык быстрой адаптации ко всевозможным экономическим потрясениям. В очередной раз мобилизовать силы их заставило падение рубля и пандемия коронавируса. Как девелоперы справляются с новыми вызовами рынка, как ведут себя сегодня покупатели – об этом специально для Новострой-М рассказал Алексей Лухтан, директор по маркетингу и продажам компании Lexion Development.
Мы попали в уникальную ситуацию, когда, с одной стороны, резко упала стоимость нефти, на фоне этого выросли курсы валют, что сказалось на активных продажах на рынке недвижимости. Также мы стали свидетелями порой необоснованной паники среди аналитиков и экспертов рынка по поводу грядущего глобального повышения цен на рынке.
С другой стороны, одномоментно столкнулись с пандемией вируса COVID-19, в связи с чем теоретически продажи на рынке жилья могут в скором времени заметно сократиться на неопределенный период. Получается, что первый фактор риска, когда люди бояться повышения цен на квартиры и роста ипотечных ставок, ощутимо подстегивает их активнее принимать решение о покупке и совершать сделки с недвижимостью.
Это мы видим и на собственном примере жилого комплекса «Румянцево-Парк». Согласно нашей статистике, в разы увеличилось количество звонков в офис продаж, поступающих заявок на бронирование квартир и, соответственно, заключенных сделок.
По предварительным итогам 1-го квартала 2020 года, спрос на квартиры в нашем комплексе вырос почти в 2,5 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В то же время второй сдерживающий фактор в виде распространения вируса все же может внести в достаточно благоприятную статистику свои весомые коррективы.
При этом давайте вспомним ситуацию далеко не кризисного периода, когда в конце 2018 года все начали в один голос говорить о вступлении в силу новых правил работы застройщиков и переход строительной отрасли на эскроу-счета. Практически все эксперты рынка утверждали, что рост цен на новостройки после 1 июля 2019 года неизбежен.
В связи с чем весной и особенно летом прошлого года мы наблюдали небывалый для этого периода года ажиотажный спрос на новостройки, когда покупатели, проанализировав всевозможные мнения, выстроились буквально в очередь за покупкой. В итоге большая часть застройщиков завершит строительство комплексов по старым правилам, а цены повышает согласно четкому плану продаж.
Если исследовать статистику подобных ситуаций и всевозможных колебаний на рынке недвижимости, то в начале каждого такого кризисного периода мы наблюдаем одну и ту же картину – высокий рост покупательской активности, который спустя какое-то время переходит в фазу краткосрочной стагнации, потом ситуация выравнивается, все идет своим чередом.
По всей видимости, такой прогноз нас ждет и в этот раз… Однако здесь есть одно важное и достаточно весомое «но» – мы не можем со 100% уверенностью предсказать исход дальнейших событий на рынке недвижимости, ведь нарастающая пандемия вируса COVID-19 обязательно оставит свой неизгладимый след в истории.
В связи с довольно непростой ситуацией с распространением коронавируса и перехода большого количества коммерческих и государственных компаний на удаленную систему работу, многие застройщики постарались максимально упростить схему покупки недвижимости.
В результате в кратчайшие сроки были разработаны всевозможные схемы дистанционного бронирования и покупки квартир. При этом одной такой схемы все же мало. Покупка квартиры – это довольно хлопотное и в то же время важное событие для человека, тем более если это его первая покупка.
И здесь на первый план выходит максимально информативный сайт жилого комплекса, который полон исчерпывающей информацией о проекте, включая визуальный и интерактивный контент. На таких сайтах есть довольно большое количество фильтров, чтобы задать определенные условия поиска – по цене, количеству комнат, виду из окна, высотности, бюджету сделки. Имеется информация о темпах строительства, причем в нескольких вариантах подачи – аэро- и фотосъемка, веб-камеры.
Представлены рендеры, фото – и виртуальные туры, когда пользователь может свободно перемещаться в пространстве: пройтись по внутреннему двору, зайти во входную группу, на лифте подняться на нужный ему этаж и открыть дверь выбранной квартиры. Таким образом, для покупателя бесценно получить максимум информации о проекте в комфортных для себя условиях, пока он находится в режиме дистанционной работы на дому, в окружении новостей об активном распространении вируса.
После окончательного выбора жилого комплекса и квартиры наступает очередь дистанционной покупки, схема которой достаточно простая. Сейчас мы говорим о процедуре без применения электронной подписи.
Например, в нашей компании подобная схема применяется относительно давно, особенно пользуется популярностью среди региональных клиентов, которые в силу занятости и отсутствия возможности посетить офис продаж, воспользовались нашим сервисом. Поэтому та ситуация, которая сложилась сейчас, все же не новая, она лишь еще больше усилит те инструменты дистанционного участия в сделках, которые уже активно применялись.
Так, после бронирования квартиры онлайн через личный кабинет на сайте жилого комплекса «Румянцево-Парк», на электронный адрес покупателя направляется подготовленный проект договора долевого участия и соответствующие приложения для ознакомления и согласования.
Далее полный комплект документов направляется на фактический адрес покупателя курьером. После подписания ДДУ и соответствующих приложений к договору клиент передает полный комплект документов, включая подготовленные заранее нотариально заверенные документы (доверенность) для регистрации застройщиком договора в Росреестре, курьеру.
В случае ипотечной сделки на сайте предусмотрен сервис «Цифровая ипотека». Потенциальный заемщик заполняет краткую онлайн-анкету, прикрепляет необходимый пакет документов и отправляет заявку на кредит во все банки, с которыми сотрудничает застройщик, в один клик. После обработки анкеты, клиент в личном кабинете получает предложения от банков, которые рассмотрели его заявку.
Правда, в любом случае покупателю все же придется один раз приехать в банк для открытия аккредитива или подписания ипотечного договора и совершения платежа. В настоящий момент провести всю сделку целиком онлайн, не использовав электронную подпись, невозможно.
Мы сознательно ушли от схемы полного перехода сделки в онлайн, поскольку отдаем себе отчет в том, что далеко не все покупатели морально готовы к такой крупной покупке виртуально. На сегодняшний день дистанционная сделка, которая полностью переведена в онлайн – это все же исключение. Однако сегодняшние реалии рынка могут внести свои коррективы, ведь если эпидемиологическая ситуация в стране будет ухудшаться, то, безусловно, количество таких сделок может увеличиться, но все же на короткий период времени.
Для покупателя крайне важно побывать на проекте физически, посетить стройплощадку, пообщаться с менеджерами в офисе продаж, посетить шоу-рум, посмотреть используемые в строительстве и отделке материалы – одним словом, прочувствовать на себе всю атмосферу, ведь он выбирает не варочную панель по отзывам в интернете, а квартиру, в которой планирует прожить если не всю, то точно большую часть своей жизни.
Несмотря на то, что в Москве сложилась довольно острая ситуация с коронавирусом, покупатели квартир все же активно посещают офисы продаж застройщиков. В связи с этим, наша компания максимально следует рекомендациям городских властей.
Для тех покупателей, которые приезжают в офис продаж на объект, подготовлен ряд мер по обеспечению полной безопасности: доступны дезинфицирующие средства гигиены, одноразовые маски, на постоянной основе проводится санитарная обработка офиса, установлены обеззараживатели воздуха, а в офис продаж можно добраться, вызвав такси за счет застройщика.
Если возвращаться к вопросу о повышении цен на недвижимость в комплексе «Румянцево-Парк» в связи со сложившейся ситуацией в стране, наша стратегия все же не поменяется – мы следуем четкому плану продаж, который в первую очередь зависит не от пандемий и падающей стоимости нефти, а от объема проданных площадей и стадии строительной готовности жилого комплекса.
Чем ближе дата сдачи проекта в эксплуатацию, чем выше спрос на квартиры, тем чаще мы повышаем цены. Одним словом, никаких эмоций, только холодный расчет.
Читайте также
Коронавирус, дешевая нефть, девальвация: выстоит ли рынок новостроек
Чем слабее рубль, тем сильнее ажиотаж на рынке новостроек – взгляд застройщика
Автор: Алексей Лухтан специально для Новострой-М
Дата публикации 23 марта 2020