Из-за высокого спроса цены на первичном рынке «старой» Москвы продолжают расти. По итогам III квартала средний бюджет предложения составляет 10,75 млн руб. Подорожание отмечено во всех столичных округах, но лидером стал ЗАО, там новостройки прибавили в цене 10,8%. Среди квартир самый заметный скачок стоимости зафиксирован у студий: +10,3%. А вот многокомнатные лоты, по информации компании «Метриум», наоборот, стали дешевле, потеряв 3,5%.
По данным «Метриум», на рынке новостроек массового сегмента г. Москвы по итогам III квартала 2020 года в реализации находились 88 проектов с общим объемом предложения около 14 805 квартир, суммарная площадь лотов составила 0,836 тыс. кв. м. Количество экспонируемых лотов относительно II квартала сократилось на 10,1%, а продаваемая площадь уменьшилась на 11%.
Новые проекты на рынке новостроек массового сегмента в III квартале 2020 г.
Название |
Девелопер |
Округ |
Район |
Группа компаний ПИК |
ВАО |
Гольяново |
|
СЗ Стройвос |
ВАО |
Богородское |
|
Группа компаний ПИК |
ЗАО |
Очаково-Матвеевское |
|
Группа компаний ПИК |
СЗАО |
Митино |
|
Группа «Аквилон» |
СЗАО |
Митино |
|
Группа компаний ПИК |
ЮВАО |
Лефортово |
|
Патек Групп |
ЮВАО |
Нижегородский |
|
СЗ «ОПТИМУМ-ИНВЕСТ» |
ЮАО |
Москворечье-Сабурово |
|
Группа компаний ПИК |
САО |
Тимирязевский |
|
Группа компаний ПИК |
САО |
Западное Дегунино |
|
ГК Расцветай |
ЮВАО |
Люблино |
|
Группа компаний ПИК |
СВАО |
Бутырский |
|
Группа компаний ПИК |
СВАО |
Отрадное |
|
ГК «Гранель» |
ЮВАО |
Нижегородский |
*В настоящий момент в данных проектах реализация ведется по договору бронирования.
Источник: «Метриум»
В III квартале наблюдалось повышение девелоперской активности, так за отчетный период рынок пополнился 14 новыми проектами, при этом девелопером 8 проектов из этого числа является Группа компаний ПИК. Кроме того, был объявлен старт продаж новых корпусов в следующих проектах:
– «Мякинино парк» (корп. 3.1, 3.6);
– «Дмитровский парк» (корп. 1.2, 1.3);
– Green Park (блок 7);
– «Сказочный лес» (корп. 4);
– «Академика Павлова» (корп. 38);
– «Любовь и голуби» (2 оч., корп. 1);
– «Дмитриевский» (2 оч., корп. 2).
В структуре предложения по округам по-прежнему лидирует ЮВАО (31,9%), за квартал его доля снизилась на 3,1 п.п. Значительно выросла доля СВАО (21,3%; +4,3 п.п.), в округе состоялся релиз двух новых проектов: «Руставели 14» и «Сигнальный 16». Почти в равном соотношении сосредоточен объем в ЗАО (11,9%; +0,6 п.п.), САО (11,2%; -0,5 п.п.) и ЮАО (10,3%; -2,2 п.п.). Наименьшая доля предложения представлена в СЗАО (3,2%; +0,4 п.п.) и ЮЗАО (2,5%; -0,2 п.п.).
Источник: «Метриум»
По итогам III квартала в структуре предложения по стадиям строительной готовности наблюдалось сокращение предложения на 4,5 п.п. в корпусах, близких к вводу или уже введенных в эксплуатацию: отделка и получено РВЭ (37,5%), начальный этап и монтаж (62,5%; +4,5 п.п.).
Наибольшее количество лотов в реализации почти в равной степени представлено в домах на начальном этапе строительства (32,7%; +2,1 п.п.) и этапе отделочных работ (31,2%; -0,9 п.п.). Немногим меньше приходится на лоты в корпусах на стадии монтажных работ (29,8%; +2,4 п.п.). Во введенных в эксплуатацию домах реализуется всего 6,3% (-3,6 п.п.).
По итогам III квартала наблюдалось плавное увеличение доли студий, однокомнатных и многокомнатных квартир за счет уменьшения количества двухкомнатных и трехкомнатных лотов. Так, преимущественный объем предложения по-прежнему представлен двухкомнатными квартирами (37%; -2 п.п.).
Более трети рынка приходится на однокомнатные квартиры (29,3%; +0,6 п.п.). Доля трехкомнатных лотов составила 18,2% (-0,5 п.п.), а квартиры-студии – 13% (+1,2 п.п.) рынка. Многокомнатные лоты занимают наименьшую долю от совокупного объема предложения (2,5%; +0,7 п.п.).
Источник: «Метриум»
Доля квартир с отделкой (финишная и white box) выросла до 72,2% (+5,3 п.п. за квартал). Более половины предложения на первичном рынке новостроек Москвы экспонировалось с финишной отделкой (65,4%), доля выросла за квартал на 7,6 п.п. На квартиры без отделки пришлось 27,8% рынка (-5,2 п.п.), доля квартир с отделкой white box составила 6,8% (-2,4 п.п.).
По подсчетам аналитиков «Метриум», по итогам III квартала средняя цена квадратного метра на первичном рынке массового сегмента составила 190 035 руб. (+4,5% за квартал; +8,7% с начала 2020 года). Рост цен зафиксирован во всех округах Москвы в диапазоне 0,6-10,8%. Наибольший прирост отмечен в ЗАО (+10,8%), в котором произошло плановое повышение цен во многих проектах, а также состоялся выход нового объема предложения в реализуемых корпусах.
Источник: «Метриум»
Средний бюджет предложения на первичном рынке новостроек массового сегмента составил 10,75 млн руб. (+3,7% за квартал). Однако основной прирост показателя наблюдался в сентябре. В июле-августе текущего года средней бюджет предложения не превышал 10,37 млн руб.
Бюджет предложения вырос почти во всех типологиях: студии – на 10,3%, двухкомнатные – на 4,5%, трехкомнатные – на 4,3%, однокомнатные – 3,7%. Снижение бюджета отмечено только у многокомнатных квартир на 3,5%, что связано с вымыванием дорогих лотов большой площади, при этом средняя цена за квадратный метр существенно не изменилась.
- студии – 5,33 млн руб. (+10,3%);
- однокомнатные – 8,07 млн руб. (+3,7%);
- двухкомнатные – 11,66 млн руб. (+4,5%);
- трёхкомнатные – 15,71 млн руб. (+4,3%);
- многокомнатные – 22,04 млн руб. (-3,5%).
Стоимость квартир в массовом сегменте в зависимости от типологии
Кол-во комнат |
Площадь, кв. м |
Цена кв. м, руб. |
Стоимость квартир, руб. |
||||||
|
мин |
ср |
макс |
мин |
ср |
макс |
мин |
ср |
макс |
СТ |
10,5 |
26,8 |
40,2 |
128 000 |
198 980 |
379 400 |
2 400 000 |
5 328 020 |
10 835 370 |
1К |
31,6 |
40,9 |
59,5 |
128 000 |
197 275 |
351 000 |
4 836 300 |
8 065 365 |
15 384 285 |
2К |
44,8 |
62,9 |
93,3 |
119 235 |
185 367 |
325 380 |
5 913 600 |
11 658 195 |
21 005 280 |
3К |
64,6 |
83,9 |
139,6 |
120 000 |
187 355 |
304 515 |
8 234 400 |
15 712 595 |
29 889 650 |
4К+ |
83,5 |
109,7 |
141,9 |
120 000 |
200 930 |
276 500 |
10 015 200 |
22 043 465 |
35 352 690 |
итого |
10,5 |
56,6 |
292,4 |
119 235 |
190 035 |
379 400 |
2 400 000 |
10 751 520 |
67 873 770 |
Источник: «Метриум»
Рейтинг самых доступных предложений в сентябре 2020 года:
– ЖК «MySpace на Фрезерной» (ЮВАО / р-н Нижегородский): студия площадью 10,5 кв. м за 2,4 млн руб.
– ЖК «MySpace на Фестивальной» (САО / р-н Головинский): студия площадью 12,3 кв. м за 3,1 млн руб.
– ЖК «Станция Л» (ЮВАО / р-н Люблино): студия площадью 23,3 кв. м за 3,6 млн руб.
Основные тенденции
«К концу III квартала 2020 года первичный рынок новостроек массового сегмента восстановился и достиг пика девелоперской активности, – резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE).
За прошедший квартал в продажу вышло 14 новых проектов (за I полугодие 2020 г. – всего 5, в III кв. 2019 г. – 10 проектов). Вероятнее всего, застройщиков стимулирует неопределенность конца 2020 - начала 2021 гг. из-за эпидемии коронавирусной инфекции, а также текущий высокий спрос, обусловленный льготной ипотекой и девальвацией рубля.
Несмотря на релиз большого количества новых проектов, предложение сократилось до 14,8 тыс. лотов (-10,1% за квартал). На отрицательную динамику объема экспозиций значительное влияние оказали выход небольшого количества новых проектов на первичный рынок в период карантинных ограничений и активное вымывание наиболее ликвидных лотов.
По итогам III квартала количество заключенных сделок на первичном рынке Москвы составило чуть менее 15 тыс.** (+92% относительно II квартала), при этом помесячная доля ипотеки находилась в диапазоне 60-65%. В сентябре текущего года количество сделок достигло максимума – 6,6 тыс. (+26,7% относительно прошлого месяца). За 9 месяцев 2020 года спрос вырос на 9% относительно аналогичного периода прошлого года.
Благодаря высокому спросу средняя стоимость квадратного метра на первичном рынке жилья массового сегмента побила новый рекорд, достигнув 190 тыс. руб. (+4,5% за квартала; +8,7% за 12 месяцев). Средний бюджет предложения увеличился до 10,7 млн руб. (+3,7% за квартал).
Ситуация на рынке весьма непростая и неоднозначная. Для поддержания спроса потребуется продление льготной ипотеки, отсутствие жестких ограничительных мер в период второй волны эпидемии, а также поддержание курса национальной валюты. Вышеуказанные факторы будут способствовать стабилизации наблюдаемого высокого спроса в среднесрочной перспективе, однако резкие неблагоприятные события могут серьезно сыграть на понижение активности всех участников рынка в краткосрочной перспективе».
**Сделки физических лиц, без оптовых покупок (без учета Новой Москвы)
Якушев: после окончания программы льготной ипотеки ставки составят около 8%
Дата публикации 12 октября 2020